Bill Evans

Bill Evans

На музыкальном портале Зайцев.нет Вы можете бесплатно скачать и слушать онлайн песни Bill Evans в формате mp3. Лучшая музыкальная подборка и альбомы исполнителя Bill Evans.
Как пишет пианист Chick Corea: «Ценность Билла Эванса невозможно измерить ни по одной шкале. Он один из величайших, повторюсь величайших, пианистов 20го столетия…»

Билл Эванс (Bill Evans, полное имя: William John Evans; 16 августа 1929, Плейнфилд, шт. Нью-Джерси — 15 сентября 1980, Нью-Йорк) — американский джазовый пианист и композитор.

Билл Эванс — один из наиболее значимых джазовых пианистов XX века. Его утончённые аккордовые построения настолько изощрённы и индивидуальны, что их заимствование доступно лишь немногим пианистам. Очень популярный даже среди не джазовой аудитории своими тонкими интерпретациями баллад, Эванс в минуты вдохновения мог импровизировать и свинговать как никто другой.
Эванс оказал значительное влияние на развитие фортепианного трио и камерного джаза и внес уникальный творческий вклад — тонкие, изобретательные сольные импровизации, а также музыкальный импрессионизм и полифония окрашенные лирическими и даже романтическими тонами. Ритмическая свобода и редкое изящество импровизаций в любом темпе и размере — вот отличительные качества стиля который создал Билл Эванс.

Билл Эванс был младшим из трёх братьев, родившихся от матери русинки, исповедовавшей православие, и отца, имеющего валлийское происхождения. Со стороны матери Билла Эванса вся семья иммигрировала в США из царской России. Мария Сорока, мать Билла, была глубоко верующей православной и пела в русской церкви, в хоре а капелла, а также играла дома на пианино и учила музыке детей. Не по годам развитый и чувствительный ребенок, Эванс ещё в детстве проявлял большие способности в музыке. В шестилетнем возрасте он играл на скрипке и позже освоил флейту. В 1936 году он стал заниматься музыкой в церковном хоре и открыл для себя фортепиано и решил посвятить ему большую часть времени, впрочем, не пренебрегая занятиями литературой, к которой он также определенно имел влечение. Эванс учился классической игре на фортепиано и успешно играл концерты Рахманинова и Бетховена, но ему все больше нравился джаз. Он слушал Дюка Эллингтона, Джорджа Ширинга и, больше всего, Ленни Тристано. Он забавлял себя тем, что использовал фразировки из джаза при исполнении классических произведений и наоборот — классические каденции в джазовых импровизациях. Его любимыми классическими композиторами были Равель, Дебюсси и Шопен. На выпускном экзамене по фортепиано Билл Эванс исполнил Третий Концерт Бетховена для фортепиано с оркестром. Будучи весьма культурно образован он изучал эстетику и философию, в частности восточную философию Дзен. Его первым музыкальным экспериментом была игра в составе группы с братьями и мульти-инструменталлистом Доном Эллиотом.

В 1950 году по окончании музыкального факультета Юго-Восточного университета шт. Луизиана (в г. Хаммонд) Эванс получил диплом концертного (академического) пианиста и преподавателя фортепиано. Свою джазовую профессиональную карьеру он начал с гитаристом Манделом Лоу и контрабасистом Редом Митчелом. После призыва в армию играл в военном оркестре Херби Филдса. Служба в армии оказалась очень неудачным жизненным опытом и наложила тяжелый отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Ему очень тяжело давалась дисциплина, а армейская пища оказала плохое воздействие на его желудок. Он имел слабое физическое здоровье. Насмешки и приставания приводили его в состояние депрессии. Возможно, это послужило причиной многих проблем в его последующей жизни. И это также определенно послужило развитию болезненной язвы желудка и тяги к наркотикам, что впоследствии привело его к ранней смерти. После окончания службы в армии, Эванс впервые появился на нью-йоркской сцене, играя с кларнетистом Tony Scott в 1956 году и в этом же году он записал свой первый альбом «New Jazz Conceptions» в составе трио. Tony Scott был первым музыкантом, который пришёл в восторг от таланта Эванса. Он пригласил его в свою группу и впервые представил широкой публике.

После работы с Джорджем Расселом (GEORGE RUSSELL) и записи с Чарли Мингусом (Charles Mingus) в 1958 Эванс играл в Секстете Майлза Дэвиса (Miles Davis) вместе с Джоном Колтрейном (John Coltrane) и Кэннонболом Эдерли (Cannonball Adderley). В это время Эванс играл с лучшими музыкантами, но испытывал постоянное давление. Многие чёрные музыканты были недовольны тем, что белый пианист играет и зарабатывает, в то время как черные музыканты без работы. Сам Дэвис на это ответил, что, по его мнению, Эванс был просто лучшим пианистом. Но с Дэвисом Эванс играл недолго, он участвовал в нескольких концертах и записях конца 50-х (например, альбом «1958 Miles» и получивший огромную известность «Kind of Blue»). Тем не менее, за время работы с Дэвисом он получил сильный импульс к созданию будущего шедевра «Blue in Green», стоящего в одном ряду с его наиболее известной композицией «Waltz For Debby». Именно в ансамбле у Майлза Дэвиса, который сам в это время уже был наркоманом, Билл Эванс впервые попробовал наркотики и не смог остановиться.

Билл Эванс участвовал в становлении и развитии жанра джазового трио. Одновременно с такими звездами джаза, как Oscar Peterson (Канада) и George Shearing (Англия), Билл Эванс — один из создателей современного камерного джазового жанра — «piano trio». Благодаря активной концертной работе Эванса в 50х 60х и 70х годах и успехам многочисленных студийных и концертных альбомов Эванса окончательно сформировался жанр современного фортепианного трио а также оформился и стиль игры ведущего пианиста-импровизатора и солирующих наравне с ним контрабасиста и барабанщика. Трио Билла Эванса является общепризнанным мировым стандартом.
К 1959 году Билл Эванс возглавлял свое собственное трио с басистом Скоттом ЛаФаро и барабанщиком Полем Моушеном. Музыканты настолько чувствовали друг друга, что их совместная игра была почти телепатической. В июне 1961 года, вскоре после их интенсивных записей в нью йоркском клубе Village Vanguard, ЛаФаро трагически погиб в автомобильной катастрофе. Это был тяжелейший удар для Эванса и он на весь оставшийся год ушёл в изоляцию. В 1962 Эванс вновь появился на джазовой сцене с новым басистом Чаком Израэльсом и барабанщиком Ларри Бункером — этот состав трио Билла Эванса стал всемирно знаменитым посла триумфальных концертов на нескольких международных фестивалях а записьт Эванса на фестивале в Монтрё (Швейцария) получила премию Гремми за лучшее исполнение импровизаций в джазовом ансамбле! Редкие по красоте звучания альбомы Эванс записал в дуэте с гитаристом Джимом Холлом. Эти альбомы вошли в историю как пример тихой джазовой музыки с особо утонченными импровизациями и изощренной гармонией. Гитара и рояль в этих дуэтах ведут тихий и тонкий диалог — пианист задает тему беседы а гитарист отвечает глубокими и законченными фразами. Сотрудничество Эванса и Холла стало ярчайшим примером для подражания и вызвало волну последователей, одним из последних примеров стал альбом Пэта Матини и Брада Мелдау в духе Эванса — Холла.

В последующие годы Эванс продолжал выступления и записи с различными трио, включающими в разное время басистов Чака Израэльса (1962-65), Гари Пикока (1963), Эдди Гомеса (1966-77), Марка Джонсона (1978-80) и барабанщиков Моушена (1959-62), Ларри Банкера (1963-65), Филли Джо Джонса (1967), Джека ДеДжонетта (1968), Марти Морелла (1969-75), Элиота Зигмунда (1975-78) и Джо ЛаБарбера (1979-80).

После успеха в жанре трио Эванс стал экспериментировать в студии и в 1963 и 1966 годах записал два сольных альбома используя возможности студийной аппаратуры для многократного наложения собственных записей на рояле и других инструментах — так появились его первые опыты в жанре Человек — Оркестр.

В 1968 году Билл Эванс уединился в студии с роялем Стейнвей и создал один из лучших своих альбомов — «Alone»- Один. В этом наполненном утонченной изящной лирикой произведении Эванс изобретательно использовал мелодии самых известных песен из репертуара Барбары Страйзанд, Тони Беннетта и других звезд, но в импровизациях Эванса известные мелодии зазвучали настолько необычно и красочно, что альбом стал платиновым и был лидером продаж и в том же году получил награду Грэмми. В 1975 м году Эванс повторил сольный эксперимент — он снова уединился в студии с роялем Стейнвей и создал альбом «Alone again»- Опять один.

Популярнейший певец Тони Беннетт и пианист Билл Эванс создали дуэт в 70-х и записали два альбома известных песен из кинофильмов. Дуэт Тони Беннетта и Билла Эванса просуществовал несколько лет и имел большой успех не уступая в конкуренции в то время когда уже ушли Битлз и на смену пришли другие музыкальные стили. Беннетт и Эванс создали интимное камерное звучание и мастерски использовали популярные песни и кинохиты как для продвижения собственной карьеры так и для обогащения известных песен своими новыми аранжировками свежими гармониями и импровизациями.

В 1980 году Эванс поехал в свое последнее европейское турне вместе с контрабасистом Марком Джонсоном и барабанщиком Джо ЛаБарбера. 15 сентября, спустя год после выхода альбома «I Will Say Goodbye», Билл сказал миру свое последнее «Goodbye», оставив невосполнимую утрату в сердцах тех, кто любил его музыку. Он умер в Госпитале Маунт Синай в Нью-Йорке, вследствие гепатита и внутреннего кровоизлияния, вызванного его застарелой язвой желудка.

Билл Эванс остается одним из самых влиятельных и цитируемых пианистов в стиле джаза и популярной музыки, а его имя также является одним из самых часто упоминаемых среди пианистов-импровизаторов. Его творческое новаторство — в создании новых концепций гармонии и ритма а также умение соединить несколько разных стилей воедино и органично использовать элементы джаза и классики вместе с этническими и мультикультурными интонациями.

Билл Эванс — один из первых пианистов кто сольно экспериментировал с многоканальной звукозаписью в духе студийных экспериментов Штокхаузена, Эванс во многом опередил и предвосхитил похожие студийные работы Джона Леннона и Битлз. Эти эксперименты Эванса привели его к созданию таких сольных альбомов как Разговоры с самим собой (Conversations with Myself) 1963 года и Дальнейшие разговоры с самим собой (Further Conversations with Myself) 1966 года на которых учились несколько поколений музыкантов. Эванс — один из создателей современного джазового стиля — «piano trio».
Эванс — импровизатор и мелодист признанный как классическими музыкантами, так и популярными звездами — его записи называют среди любимых такие исполнители как классический пианист Жан Ив Тибоде и популярный певец и композитор Стинг. Эванса считают своим учителем такие признанные мастера-пианисты как Чик Кориа, Херби Хэнкок, Адам Макович, Дэнни Цейтлин, Лайл Мэйз и Кит Джарретт а также гитаристы Джон Маклафлин и Пэт Мэтини. Использование стиля и приемов игры Эванса продолжают такие музыканты как Билл Шарлап, Евгений Маслов и Брэд Мелдау и многие другие.

Эвансу и его музыкальному стилю посвятили свои сочинения сольные альбомы и концерты такие звезды, как Майлз Дэвис, Махавишну, записавший гитарные вариации в стиле фортепианных импровизаций Эванса, Пэт Мэтини и многие другие, а в 2003 м классический пианист Жан Ив Тибоде записал альбом пьес Билла Эванса исполненных в кросс-жанре классики и джаза.

Билл Эванс был тридцать один раз номинирован на премию Грэмми и получил её семь раз.
Билл Эванс внесен навечно в джазовый пантеон славы. В 1994 году Билл Эванс получил еще одну награду Грэмми в признание его вклада в мировую музыкальную культуру — посмертно.
Читать далее
05:07
09:14