King Tubby

King Tubby

На музыкальном портале Зайцев.нет Вы можете бесплатно скачать и слушать онлайн песни King Tubby в формате mp3. Лучшая музыкальная подборка и альбомы исполнителя King Tubby.
, ремиксы и dub’овые композиции - неотъемлемая часть современной музыки. Немногие, однако, знают о том, что эти замечательные вещи были изобретены в крошечной студии на Бромилли Авеню 18, в Уотерхаузе - районе Кингстона (столицы Ямайки). Пионером dub’а был звукорежиссер и «оператор звуковой системы» (по-нашему - «хозяин аппарата») Осборн Раддок (Osbourne Ruddock), более известный миллионам слушателей, тысячам исполнителей и сотням продюсеров всего мира под именем «Короля» Табби (King Tubby).

King Tubby родился в Кингстоне в 1941 году, а в 1968 у него уже был собственный звуковоспроизводящий аппарат и дискотека «Home Town Hi-Fi». Впрочем, при наличии аппарата устроить дискотеку на Ямайке проще простого - благо, климат и погода к этому располагают - и поэтому соперничество между владельцами «систем» не прекращалось ни на минуту. Каждый стремился, чтобы музыка, которая у него звучит, была «самой-самой». Одной из крупнейших «систем» в то время была дискотека ’а из Спэниш-Тауна (бывшей столицы Ямайки, расположенной в 20 километрах от Кингстона), которая скромно называлась «Ruddy’s Supreme Ruler of Sound» («Верховное Правительство Звука Рудди»). По словам ветерана Dj Dennis Alcapone, каждую неделю появлялся в студии Коксона и оптом скупал все, что было записано в последние дни. Потом он записывал эту музыку на ацетатные диски, которые можно было воспроизводить только на его аппарате. Такой подход был чрезвычайно эффективным - мелодии, которые пользовались успехом у посетителей дискотеки, можно было выпустить в свет именно тогда, когда на них появлялся спрос. Кроме того, работающая по такому принципу дискотека неизбежно привлекала всех, кто интересовался новой музыкой. Вскоре начал выпускать свои собственные варианты популярных песен и привлек к сотрудничеству Byron Smith’a с принадлежавшей Duke Reid’у студии .

Сначала King Tubby волей-неволей приходилось равняться на упомянутых выше мэтров из Спэниш-Тауна - в частности, на и на ’а (по кличке «STEREO») - однако вскоре он убедительно доказал свое приеимущество. Когда King Tubby ставил на своей «системе» известные хиты rocksteady, под них тут же начинал читать свои телеги Dj - предшественник всех современных рэперов. В начале 70-х King Tubby купил машину для нарезания пластинок и занялся подготовкой музыки для дискотек. В 1972 у него появился двухканальный магнитофон и самодельный микшер, и он начал теснее сотрудничать с такими продюсерами, как Bunny «Striker» Lee и Lee «Scratch» Perry. Вместе с Lee «Scratch» Perry в 1973 году они записали альбом стерео-даба «Blackboard Jungle». В то же время King Tubby работал и с другими, менее известными, но не менее интересными продюсерами и музыкантами - включая Глена Брауна (Glen Brown), Аугустуса Пабло (Augustus Pablo), Уинстона Райли (Winston Riley), Роя Кузинса (Roy Kuzins) и Карлтона Паттерсона (Carlton Patterson). В один прекрасный день Bunny «Striker» Lee познакомил King Tubby с ребятами из студии , и те продали ему четырехканальный микшерный пульт. Обладая некоторыми знаниями в области электроники, King Tubby доработал этот пульт и получил возможность плавно поднимать и опускать уровень инструментов. Это сразу же дало ему преимущество перед Errol Thompson’ом из студии Studio 17, а также перед другими операторами, которым приходилось «резко» включать и выключать дорожки обыкновенными кнопками. Многие из этих операторов зарабатывали на жизнь тем, что записывали на B-сторонах синглов их упрощенные ритмические версии, тоже называя это «dub’ом». King Tubby удалось самостоятельно сделать даже «процессор задержки» (просто одев петлю магнитной ленты на головки старого двухканального магнитофона). В 1974 году King Tubby работал наиболее продуктивно - основным клиентом его студии стал Bunny «Striker» Lee, который записывал в ней сотни ритмов и пробовал всех свои 1000 х музыкантов, включая Johnny Clarke’а и Cornel Campbell’a.

Импровизация стояла во главе угла. Большая часть dub’ов King Tubby записана «вживую», то есть непосредственно в процессе исполнения композиции. King Tubby «играл» на кнопках и ручках своего оборудования точно так же, как jazz-мен выдувает соло из своей трубы. Каждый раз, когда King Tubby записывал dub, он отличался от всех остальных вариантов этой песни. Естественно, при этом не обходилось и без участия продюсера Bunny «Striker» Lee, который всегда был где-то рядом.

King Tubby мог внезапно двинуть кулаком по своему пружинному ревербератору (при этом возникает характерный звук «громового» хлопка одной ладони) - и сразу же подать на вход линии бесконечной задержки короткий «тестовый» сигнал с пульта. Несколько позже он начал использовать в своей музыке целый ряд других эффектов - например, сирены и выстрелы. Успех был ошеломляющим - продюсированные Bunny «Striker» Lee альбомы «Dub From the Roots» (Даб От Корней) и «The Roots of Dub» («Корни Даба») раскупались со скоростью звука.

К середине 70-х King Tubby стал признанным мастером и начал обучать тонкостям dub’а других звукорежиссеров и продюсеров. Когда его ассистент того времени Philip Smart более известный как уехал в Штаты (сегодня он работает в крупнейшей reggae-studio HCF на Лонг-Айленде), King Tubby взял к себе вернувшегося в 1976 году из Канады Ллойда Джеймса (Lloyd James), более известного под именем и . Именно Lloyd James, родившийся 26 октября 1947 года, познакомил King Tubby с Bunny «Striker» Lee на одной из дискотек в Уотерхаузе. Lloyd James записал для Bunny «Striker» Lee сотни композиций, многие из которых получили всемирную известность. В 1978 году Lloyd James открыл свой собственный звукозаписывающий лейбл Imprint и дебютировал с ошеломляющей инструментальной версией песни «». К 1985 году Lloyd James стал одним из наиболее известных ямайских продюсеров и уже сам начал обучать своему искусству многих музыкантов и техников.

К концу 70-х годов любимым звукооператором King Tubby стал «Ученый» (Scientist) . Все звукорежиссеры, которые работали с King Tubby, имеют свой собственный звук, и в то же время во всей их музыке легко узнается характерная «печать» King Tubby.

В начале 80-х King Tubby посвятил все свои усилия созданию новой студии. В 1985 году она, наконец, начала работать и вскоре выпустила свой первый хит - «Temper» Anthony Red Rose. King Tubby был готов к продуктивной работе и новые ритмы ждали своего воплощения…

…Но ранним утром 6 февраля 1989 года произошла трагедия. По дороге из студии в Уотерхаузе к себе домой на Шерлок Крисчент, 85, King Tubby был застрелен неопознанным убийцей в расположенном неподалеку парке Духани. Ямайская музыка лишилась одного из своих наиболее влиятельных и талантливых представителей. Полиция так и не смогла найти убийцу, но от небесного правосудия ему не уйти.

Несмотря на трагическую гибель своего создателя, музыка King Tubby продолжает звучать по всему миру и находит отклик в сердцах миллионов людей. Созданная King Tubby культура dub продолжает вдохновлять многих исполнителей и изменять наши представления о музыке.

Читать далее