Lizz Wright

Lizz Wright

На музыкальном портале Зайцев.нет Вы можете бесплатно скачать и слушать онлайн песни Lizz Wright в формате mp3. Лучшая музыкальная подборка и альбомы исполнителя Lizz Wright.
С кем только ни сравнивали джазовую певицу и композитора Лиз Райт – с Ниной Саймон и Норой Джонс, Кассандрой Уилсон и Джилл Скотт, Трейси Чепмен и Олетой Адамс, Дайаной Кролл и Анитой Бейкер, Эбби Линкольн, Региной Белль и даже Терри Каллье. В этих сравнениях не было упрека, они звучали скорее как изысканный комплимент. Причина такой щедрости критиков кроется в самом подходе артистки к собственному творчеству и джазовой музыке вообще. “Для меня джаз – это нечто всеобъемлющее. Это всегда сплав разных элементов, это эклектика. Я каждый раз не знаю, куда приведет меня эта дорожка, – признается американская артистка. – Мне очень хотелось бы поделиться со слушателями тем, чему научил меня джаз, – чувством свободы, ощущением радости от смешения стилей и рождения неожиданных связей между абсолютно разными вещами”.

Историю этой утонченной и стильной артистки можно начать с 22 января 1980 года, когда в семье священника церкви Святой Троицы родилась девочка, которую назвали Лиз. У нее уже был старший брат, а через несколько лет родилась сестра. Семья жила в маленьком городке Нахира, штат Джорджия. Отец играл на пианино и руководил церковным хором, так что все трое детей в положенное время приобщались к музыкальной жизни церкви. Госпел стал основным аккомпанементом их жизни. Вместе с братом и сестрой Лиз пела в семейном госпел-трио.

Как вспоминала Лиз спустя много лет, ее растили ее в строгости и послушании – все прихожане церкви подчинялись строгим правилам. Женщинам, а тем более девочкам, не разрешалось пользоваться косметикой, красить ногти, заниматься спортом, носить брюки. В доме у Лиз не было телевизора, и все знания о внешнем мире, в том числе и о современной музыке, дети получали из радиоприемника, который слушали тайком, когда родители уходили на занятия по изучению Библии. “Я любила слушать радиопостановки, – рассказывает Лиз, – и со временем сама начала сочинять разные истории. Мне приходилось самой придумывать то, чего у меня не было. Слушала я и поп-музыку, но никогда ею особо не увлекалась”.

Гораздо больший интерес вызывала у нее джазовая музыка, с которой она впервые познакомилась опять-таки благодаря национальному радио. Еженедельные шоу пианистки Мариан Макпартлэнд (Marian McPartland) открыли ей мир современного джаза. “Эта музыка казалась мне очень женственной и очень современной, – вспоминает Райт. – В то же время в ней играло множество других красок, она была пропитана блюзом и госпелом, которые я давно знала. Она казалась мне необыкновенной, почти священной”.

Огромное влияние оказали на формирование ее вкусов и современные госпел-артисты, которые широко использовали в своем творчестве элементы соула, блюза, R&B и джаза, но оставались верны госпелу. “Их творчество заменило мне музыкальную школу, – признавалась певица. – Я никогда не научилась бы стольким вещам, если бы слушала только спиричуэлсы”.

О том, каких успехов достигла Лиз Райт, самостоятельно обучаясь вокальному мастерству, говорит ее постоянное участие в многочисленных хоровых конкурсах и, главное, убедительные победы. Эта конкурсная активность началась уже в старших классах школы и принесла ей, среди прочего, награду Национального конкурса хоровых коллективов. После школы Лиз решила профессионально заняться вокалом и поступила в Государственный университет штата Джорджия на вокальное отделение. Проучилась она недолго, посчитав, что обучение обходится слишком дорого. Позднее она предпримет еще несколько попыток получить соответствующее образование в Нью-Йорке и Ванкувере.

Лиз Райт не нужна была многолетняя муштра и диплом, чтобы звучать профессионально и заражать слушателей своими эмоциями. В 1999 году она впервые привлекла к себе широкое внимание СМИ, выступив на джазовом фестивале в Атланте. Лиз рассчитывала на скромный прием и исполнила два заготовленных заранее джазовых стандарта. Однако зрители никак не хотели ее отпускать и требовали спеть на бис. К удовольствию публики, она спела “Amazing Grace”, традиционный госпел-гимн, перепеваемый многими поколениями исполнителей.

Среди тех, кто не соглашался так просто отпустить Райт со сцены, оказался джазовый музыкант Рон Симблист (Ron Simblist). Вскоре он разыскал певицу и познакомил ее с вокальным квартетом In the Spirit. С 2000 года Лиз Райт стала полноправной участницей ансамбля. Как близкий знакомый семьи Рона Голдстейна (Ron Goldstein), президента Verve Music Group, Симблист передал ему несколько демо-треков Лиз Райт. Поначалу Голдстейн оставил их без внимания, но когда через год ему в руки попали новые записи Лиз, реакция была самой положительной. Окончательно развеяло его сомнения выступление молодой певицы в шоу-трибьюте Билли Холидэй (Billie Holiday), которое проходило в Лос-Анджелесе и Чикаго. Хотя подавляющее большинство зрителей видело Лиз в первый раз, она сумела за 15 минут завоевать симпатии огромного зала и уходила со сцены уже как прима.

В 2002 году артистка начала работу над дебютным альбомом “Salt”. Первый вариант записи, впоследствии отвергнутый, спродюсировал Джон Клейтон (John Clayton). Окончательный вариант пластинки подготовил Томми ЛиПума (Tommy LiPuma), на счету которого – многочисленные альбомы-лауреаты премии Grammy. Во время сессий ему ассистировал Брайан Блейд (Brian Blade), бывший барабанщик Джони Митчелл (Joni Mitchell). Эклектичный по наполнению, альбом “Salt” включал пять композиций, написанных самой певицей, а также каверы джазовых стандартов и латиноамериканских песен, спиричуэлсы, мелодию из мюзикла “The Wiz” и знаменитый “Вокализ” Сергея Рахманинова для сопрано/тенора и фортепиано.

Такая стилистическая широта, которая воспринималась певицей как нечто само собой разумеющееся, позволила критикам сравнивать дебютантку с Кассандрой Уилсон (Cassandra Wilson) и Норой Джонс (Norah Jones), а поклонников современного джаза моментально очаровала. Их стараниями альбом “Salt” поднялся на вторую строчку американского рейтинга джазовых альбомов. Нашлись у артистки и поклонники, далекие от мира музыки. Режиссер Спайк Ли, работавший над новым кинопроектом, специально сделал перерыв, чтобы снять видеоклип на первый промо-сингл “Open Your Eyes, You Can Fly”, кавер песни Чика Кориа (Chick Corea).

По сводным данным информационного агентства “Associated Press”, дебютный диск Лиз Райт вошел в десятку лучших джазовых альбомов 2003 года, а читатели журнала “Jazz Times” назвали Лиз лучшей новой артисткой. Певица закрепила успех гастролями на разогреве у Рэя Чарльза (Ray Charles) и успешным выступлением на джазовом фестивале в Ньюпорте и других праздниках джазовой музыки.

По окончании гастролей Лиз Райт на некоторое время переехала в Нью-Йорк (именно тогда она и попыталась продолжить музыкальное образование), а потом поселилась в Сиэтле. Здесь и протекала работа над ее вторым сольным альбомом “Dreaming Wide Awake”, который вышел в 2005 году и благополучно возглавил джазовый рейтинг США. Одной из главных причин успеха стала продюсерская поддержка Крейга Стрита (Craig Street), послужной список которого включал такие успешные проекты, как дебютный альбом Норы Джонс и диск Кассандры Уилсон “New Moon”.

Лонг-плей “Dreaming Wide Awake” записывался практически как живой альбом – музыканты собирались вместе с одном зале и играли композиции целиком. Это придало записи свежесть звучания и непосредственность. Новая работа Лиз Райт, включавшая как песни ее авторства, так и каверы (Нила Янга, джазового композитора и пианиста Фэтса Уоллера и других музыкантов) получила очень высокую оценку критиков. ““Dreaming Wide Awake” – смелый, откровенный и эклектичный альбом, – было указано в одной из рецензий. – Но это выверенная и продуманная эклектика, благодаря которой запись гармонично сочетает провинциальную медлительность и космополитизм”.

Идея третьего сольного лонг-плея, получившего название “The Orchard”, возникла у Лиз Райт, когда она приехала на родину, в глубинку штата Джорджия, проведать бабушку и дедушку. “Работая над этим альбомом, я узнала много нового не только о джазовой музыке, но и о себе самой, – признавалась певица в одном из интервью. – Я даже представить не могла, что когда-нибудь напишу такие мелодии. Чувство творческой свободы, которое я испытала, стало сюрпризом даже для меня самой”.

Помимо собственных музыкальных историй, возвращавших ее к воспоминаниям детства, Лиз Райт записала для альбома несколько любопытных каверов: “I Idolize You” Айка и Тины Тернер, “Thank You” Led Zeppelin и другие. Они органично вписались в стилистику диска, сплавившего вокальный джаз, госпел, неосоул и элементы поп-музыки. Теплая атмосфера записи, филигранные оркестровки, бархатный, чуть шершавый голос Лиз Райт, помноженные на высокий профессионализм ее соавторов и помощников, – все это помогло создать стильную и тонкую работу, которую по достоинству оценила не только пресса, но и любители вокального джаза. Альбом “The Orchard”, изданный в феврале 2008 года, нашел многочисленных поклонников как в Европе, так и в Америке, о чем убедительно свидетельствуют цифры продаж. С новой концертной программой Лиз Райт смогли вживую познакомиться не только ее американские фаны, но и британские меломаны: весной 2008 года певица дала несколько хэдлайнерских концертов в Лондоне.
Читать далее