Русский рэп 90-х

Русский рэп 90-х

Девяностые начались с большей свободой, в том числе и в музыке. Русский рэп не только адаптировал западные каноны, но и постепенно стал вырабатывать свой почерк благодаря талантливым мастерам церемоний. В этот период происходит становление целого ряда артистов и коллективов, впоследствии заслуживших место в хип-хоп истории страны. Здесь начинается путь нынешних патриархов культуры: Влади, Вася В. из "Кирпичей", Лигалайз и Дельфин сегодня еще находятся на слуху, но другие исполнители, такие как Грюндик из "Рабов Лампы" и Михей из "Михей и Джуманджи" уже покинули этот мир, оставшись легендами в памяти настоящего ценителя жанра.

Пока мир двигался в ритме "The Message" Грандмастера Флэша, в России и на пост-советском пространстве рэп никто не читал. В начале девяностых начался некоторый прогресс благодаря падению железного занавеса: пионерами считается группа "Мальчишник", которая, не смотря на цензуру, в текстах спокойно зачитывала куплеты про секс и тусовки. Другими заметными исполнителями стали Богдан Титомир, Мистер Малой, но расцвет хип-хоп движения происходит благодаря группе Bad Balance, в восьмидесятых занимавшей брейкдансом. Лидерами коллектива являлись Влад Валов (Мастер Шефф) и Сергей Крутиков (Михей). Стиль музыки Bad Balance во многом заимствовал элементы зарубежного хип-хопа девяностых, но лирика была более злободневной и остросоциальной. Альбом "Город Джунглей" 1998 года и по сей день считается одним из главных релизов классического русского хип-хопа. Далее Михей покидает группу и занимается сольной карьерой, у группы начинаются конфликты с инвестором Александром Толмацким, но это, как говорится, уже совершенно другая история. 

К началу "нулевых" центром хип-хоп культуры страны становится Ростов-на-Дону, в рэп-игру приходит группа Каста, которая стала уже на порядок более популярным проектом в российском музыкальном пространстве. В одном из следующих сборников мы обязательно поговорим о русском рэпе следующего десятилетия, а пока что предлагаем ознакомиться с подборкой каноничных работ, которые можно слушать онлайн.

Некоторые записи периода девяностых сохранились в посредственном качестве: более качественные студийное сведение стали делать со временем, но задача нашего сборника — охватить как можно большее количество разнообразного интересного материала.

Читать далее