"Извинись и выйди": как русские девочки покоряют рэп
Музсторис
Что мы знаем о русском рэпе? Он подхватывает западные веяния, комбинирует их с родной культурой и выдает нечто похожее, а временами даже оригинальное. Что мы знаем о русских рэпершах?...
На просторах интернета есть несколько статей о представительницах русской рэп-сцены. Заголовки большинства из них звучат как "самые горячие", еще часть — о "самых скандальных" и только в некоторых текстах музыкальные журналисты исследуют творчество и индивидуальность отдельных хип-хоп-исполнительниц.
Игнорирование и сексуализация женского рэпа — проблема не только отечественной индустрии, на продвинутом Западе хип-хоп исполнительницы только совсем недавно стали получать заслуженное уважение от коллег противоположного пола, да и это происходит не так уж массово. Тот же Billboard внес одну лишь Ники Минаж в 10-ку "Лучших рэперов всех времен", однако среди 50-ти лучших все же можно заметить первооткрывательниц Missy Elliott, Lil Kim и Queen Latifah. Не густо…
Но женский рэп в России заслуживает отдельного внимания. Если в США и Великобритании девочки не просто вышли на одну сцену с парнями, а выбили себе целую нишу, наполнив ее собственным флоу, острыми панчами и грязным текстом, то в России с ее консервативностью и патриархальным устоем даже для современных рэперш взлетная полоса слишком короткая. Исключение составляет, пожалуй, Instasamka, для которой хейт служил инструментом продвижения, а не "стоп-словом". С нее и начнем.
Instasamka
Нет, мы не хотим сказать, что Инстасамка — первая и лучшая рэперша в России (мы все еще чтим и уважаем Гидропонку), но это определенно феномен отечественной индустрии (пусть и полностью скопированный с Запада, а какой рэп в России не скопированный?). Только Инстасамке удавалось сохранить популярность и использовать критику о распущенности и аморальности текстов в свою пользу. Да и почему рэперы могут читать про легкомысленных женщин в своей постеле и на своем "кхм" (цитируя Моргенштерна*), а рэперши не могут читать про pussy и секс (даже если речь о собственном муже)?
Конечно же, с такой подачей и таким медиаповедением Инстасамка не может не возглавлять рейтинги "самых горячих" и "самых скандальных" рэперш. Но будет ли она частью рейтинга "самых лучших"? Вероятнее всего, уже нет. Несмотря на популярность "аморальных" и "не соответствующих культурной политике" песен, они сыграли против Даши (настоящее имя Инстасамки — прим. ред.) и перестали монетизироваться — во имя сохранения концертной деятельности рэп Инстасамки "прекратил свою работу на территории Российской Федерации и передал франшизу "instasamka" попсе", и сделал это довольно успешно.
Как бы то ни было, Инстасамка стала чертой, переступать за которую рэп-исполнительницы теперь будут аккуратно.
Эмелевская и MOZEE MONTANA
Однако женский рэп в культурной России не столько вышел из воды, освященной чартами Apple Music, сколько сошел с арены рэп-батлов. Мы уже упоминали Гидропонку, которая "раздавала" на "Битве за респект" и достойно выбила этот самый "респект" от лучших на тот момент МС страны: Басты, Смоки Мо и Гуфа. Ее последовательницами в настоящем стали Эмелевская и MOZEE MONTANA, покорившие до костей маскулинный (опять же на тот момент) "Versus" баттл.
Девочки запомнились смелыми панчами и, как бы странно это не звучало, отсутствием желания получить скидку за "милое личико".

"Как бы ты круто ни делала, про тебя будут говорить "ну, для бабы сойдет ", — говорила Алина Мкртчян (настоящее имя MOZEE MONTANA, — прим. ред.).
А когда великий и ужасный Оксимирон** выступил в соцсетях с питчем об отсутсвии "ровных" девочек в рэпе, Монтана отправила ему ссылку на свой SoundCloud, сопроводив ее фразой: "Может быть, проблема не в самих девочках, а в том, что публика не желает их воспринимать?". (Кстати, Мирон** послушал работы Алины и даже публично похвалил девушку).
Может быть российская публика и правда "не желает воспринимать" рэперш? Как только Эмелевская закинула панчи вроде "Собираю члены рэперов, как коллекционер", "Раздетая, я краше них" и "Я дико захотела тебя в тамбуре", она мгновенно получила комментарии вроде "девушке так себя вести не подобает" от морально просвещенных слушателей.
Kristina Si
Маркетологи шоу-бизнеса тоже утверждают, что женский рэп — убыточный бизнес. Якобы аудитория у него слишком маленькая, да и в России зритель привык к поющим женщинам.
В середине 2010-х Black Star решил разработать свой проект по внедрению женского рэпа в массы. Схема была простой: милое личико + незамысловатый текст + мелодичный бит. Под уравнение подходила Кристина Саркисян — скромная соул-певица с армянскими корнями, которую переиминовали в Kristina Si, одели в снепбек и заставили (так она говорила во множестве интервью после окончания контракта с BS) читать попсовый рэп. Стоит отметить, коммерческий проект сработал: "Ну, ну да" и "Мама Boss" звучали на всех школьных дискотеках. Только вот, Кристина не чувствовала себя мамой в рэпе, она чувствовала себя рабыней лейбла, который монетизировал женский рэп, но никак не продвигал его. Позже в руки к продюсерам попали Say Mo, NАZIMA и Боронина, но во времена дрилл-рэпа схема "принцессы в снепбеке" оказалась нербочей.
А вот Gazgolder принявший Kristina Si в свои ряды после долгих скитаний исполнительницы "сечет" за тренды. Под крылом Басты уже выросла ANIKV, а Кристина представила два трека "Твой мир" с дрилл-куплетом и "Sitroit" с новым флоу, по всей видимости которого так не хватало певице в текстах BS (а это уже что-то новенькое, или нет?).
Chi Chi
Галина Чиблис (Chi Chi) популярность приобрела далеко не благодаря рэпу. Фанаты "Холостяка" помнят ее как одну из претенденток на сердце Егора Крида, а фанаты хип-хопа как "бывшую Яни (рэпера Yanix — прим. ред.)". Однако в портфолио артистки в последние пару лет копится немало рэп-работ, каждая последующая из которых лучше предыдущей. Желание читать трэп передается половым путем?
Согласно биографии Chi Chi, когда ей было 3 года, она с семьей переехала из России в США, а именно, в Бронкс. Девушка все детство занималась танцами в стиле хип-хоп, а в 17 лет вернулась в Москву, где начала строить медийную карьеру. Очевидно, рэп присутствовал в жизни девушки всю ее осознанную жизнь.
Изначально Chi Chi читала на английском и делала это довольно неплохо. Ее рэп был пропитан духом новой школы женского западного рэпа (нет, не скопирован), но чего-то ему не хватало… Точно, настоящего трэпа и дрилла. В последних работах Chi Chi (они кстати на русском) девушка часто упоминает глок, который обращен в сторону недоброжелателей, кичится своим наступающим успехом, а ее флоу плавно перешел от милого женского к более низкому и дерзкому, свойственному дрилл-звучанию.
TATARKA, Alyona Alyona и ALIZADE
Русский женский рэп в прямом смысле пробирается через тернии к звездам и, когда девочкам становится совсем трудно доказывать свой талант и компетентность в индустрии (нет, они не перестают заниматься рэпом в России), они переносят свою локацию.
Ася Ализаде (ALIZADE) в России фитовала с Big Baby Tape и Vacio, ее клипы собирали миллионы просмотров в соцсетях, однако ядро аудитории и прослушивания росли с трудом. Но в 2022-ом рэперша сменила место жительство и перевела свой рэп на турецкий язык.
"[ALIZADE] Очень быстро выстрелила и превратилась в турецкую Карди Би. То есть реально прогремела там со своими песнями", — написал музыкальный журналист Николай Редькин о новом взлете исполнительницы.
Действительно, новые работы Ализаде стали еще популярнее предыдущих: клипы на YouTube набирают по 5,5 миллионов просмотров за пару месяцев, а в Spotify аудитория рэперши быстро выросла до 2 миллионов.
Почти аналогичный путь выбрала TATARKA, правда, менять место жительства она не стала. Да и зачем, если в России полно народов, на языках которых еще не звучало ни одного рэп-куплета? Ира Смелая (настоящее имя исполнительницы — прим. ред.) выпустила рэп на татарском, сопроводив его клипом, снятым на Samsung (ролик набрал 56 миллионов просмотров!).
На удивление, TATARKA получила серьезную медиаподдержку от родной республики, которая посчитала модное веяние не "плохим тоном", а хорошим пиаром для татарского языка, а сама Ира сочла, что татарский язык — хороший пиар для нее и продолжила двигаться в том же направлении.
Не меньшего успеха добился рэп на украинском языке. Alyona Alyona работала воспитательницей в детском саду под Киевом, а в свободное время начитывала рэп под олдскульные биты. Всего несколько роликов на YouTube понадобилось, чтобы девушку заметили и она записала альбом.
"Пушка" — так назывался дебютный сборник исполнительницы и так ей писали в комментариях под первыми опубликованными рэп-работами. Украинский язык — родной язык для Алены Савраненко (настоящее имя исполнительницы — прим. ред.), а читает она на нем про то, что ей понятно и близко. Все это социально, все это подано красиво и профессионально — проект был обречен на успех.
Женский вопрос в рэпе все еще остается открытым. В индустрии, ровно как и в большом мире, рассуждают о нежности и сопливости женского творчества, заранее обрекая начинающих исполнительниц на провал. Девушки все еще сталкиваются с критикой, в которой нет золотой середины — "слишком сопливо" или "слишком грубо", но уже учатся использовать это в свою пользу.
*Моргенштерн внесен Министерством Юстиции России в список иностранных агентов.
**Оксимирон внесен Министерством Юстиции России в список иностранных агентов.
Обложка: соцсети Chi Chi

Света Усольцева
Автор
Комментариев: 0