Как Людовико Эйнауди стал ключевой фигурой неоклассики?

Как Людовико Эйнауди стал ключевой фигурой неоклассики?
Музсторис

Итальянского композитора и пианиста Людовико Эйнауди по праву можно назвать самым ярким представителем современной неоклассики. 69-летний музыкант уже давно получил всемирное признание благодаря своим гармоничным и многогранным работам — его произведения вобрали в себя как традиции классической музыки, так и современное звучание.


А что такое неоклассика?
За последние пару лет интерес к неоклассическим произведениям заметно вырос. Однако если вы еще не знакомы с этим прекрасным явлением, то настоятельно рекомендуем ознакомиться!

Неоклассицизм — стиль классической музыки, воспроизводящий в осознанной и, как правило, ироничной манере технику и формы произведений более ранних периодов; в первую очередь характеризует творчество композиторов начала XX века

Повышенный интерес к неоклассике можно заметить не только во всем мире, но и конкретно в России. Если вы посмотрите афишу своего города, то, скорее всего, увидите там гастроли какого-нибудь оркестра, играющего именно это направление. Зачастую, кстати, музыканты отправляются в туры именно с работами Эйнауди.

Кто такой Эйнауди?
Людовико Эйнауди родился 23 ноября 1955 года в итальянском городе Турин (помните, там проходило "Евровидение-2022"?). Музыка пришла в его жизнь еще в раннем детстве — мама Людовико часто играла на фортепиано, а сам мальчик стал осваивать это искусство уже в возрасте 5-6 лет. В юношестве он и сам начал писать музыку, причем первые его композиции были написаны для акустической гитары.

Людовико Эйнауди / ludovicoeinaudi.com
Людовико Эйнауди / ludovicoeinaudi.com
Именно музыку Эйнауди решил сделать делом всей своей жизни. В 1982 году он окончил Миланскую консерваторию имени Верди, получив диплом композитора. После окончания учебного заведения, он продолжил обучение, выбрав своим наставником Лучано Берио — одного из лидеров европейского поставангарда XX века.

— Берио делал интересные вещи с африканским вокалом и ещё делал аранжировки песен Beatles. Он учил меня, что в музыке должно быть внутреннее достоинство. Я изучал у него оркестровку и перенял от него очень открытый взгляд на музыку, — вспоминал это время сам Эйнауди.

Дебютировал Эйнауди как участник туринского джаз-рок коллектива Venegoni & Co, в составе которого успел записать два альбома. Однако ключом к успеху для него стали полет мысли и собственный взгляд на творчество.

Людовико Эйнауди / theguardian.com
Людовико Эйнауди / theguardian.com

Поиск себя
За свою карьеру Эйнауди написал 34 альбома, однако мы сейчас упомянем лишь те, которые считаем ключевыми в его творчестве.

Первые свои работы Людовико писал в рамках традиций классики. Его профессионализм помог быстро получить международное признание — музыка его авторства играла в театре Ла Скала, на Тэнглвудском фестивале, в Линкольн-центре, а также в Центре исполнительских видов искусства UCLA.

Однако ближе к 90-м годам он начал искать свой собственный, индивидуальный стиль. В этот период он создает целую серию танцевальных и мультимедийных работ, а после начинает писать музыку для фортепиано. Все эти творческие эксперименты по итогу вылились в первый сольный альбом Эйнауди, получивший название "Time Out" (1988). Следующий альбом, "Stanze", звучал уже более серьезно и был написан специально для исполнения на арфе.

Людовико Эйнауди /
Людовико Эйнауди /
Но по-настоящему важным релизом, ставшим поворотным моментом в карьере композитора, стал альбом "Le Onde" 1996 года. Людовико Эйнауди написал его под впечатлением от романа "Волны" британской писательницы Вирджинии Вульф. Этот сборник стал по-настоящему сольным альбомом, который сумел отразить всю многогранность автора и его особенное восприятие мира. "Le Onde" — цикл баллад для фортепиано в авторском исполнении.

На творчество Эйнауди вдохновляют эмоции и впечатления от окружающего — по сути, сама жизнь во всех ее проявлениях. Так, следующий сольный фортепианный альбом Эйнауди "I Giorni", вышедший в 2001 году, был написан под впечатлением от поездки в Африку. Часто композитор черпает вдохновение из других видов искусства, например, литературы:

— Я нахожу что-то, что заставляет задуматься, даю свою трактовку, и это все вплетается в мое творчество. Я пытаюсь это развить. Вот так и рождаются мои произведения, — пояснил Людовико.

Вдохновить мэтра может даже шум автомобиля! Однако находиться в беспрерывном потоке звуков постоянно невозможно, так что порой основной для создания произведений становится обычная тишина. По его словам, только она позволяет дышать и думать по-настоящему.

Людовико Эйнауди / nytimes.com
Людовико Эйнауди / nytimes.com
В октябре 2009 года композитор выпустил альбом "Nightbook", который задал новую тенденцию в творчестве Эйнауди — тот явно решил создать что-то новое, объединив в единый поток синтезированные звуки и собственную игру на фортепиано. Этот альбом — реакция на произведения немецкого художника и скульптора Ансельма Кифера, запавшего в душу Людовико. В сборнике также чувствуется влияние электроники Whitetree Project — трио, сформированного Эйнауди с Робертом и Рональдом Липпоками из немецкой электронной группы To Rococo Rot.

Творчество Эйнауди выходило все дальше за пределы узкого круга любителей классики и разошлось на широкую аудиторию. Его сборник "Elements" (2015) стал первым за последние 20 лет классическим альбомом, который сумел попасть в топ-20 Британии.


Вы точно знаете Эйнауди по фильмам

Работать над созданием саундтреков Людовико начал еще в середине 90-х, правда тогда он писал сопровождение только к итальянским фильмам, мало знакомым жителям нашей страны. Как кинокомпозитор Людовико Эйнауди заявил о себе на весь мир в 2010 году, написав музыкальную тему к трейлеру фильма "Черный лебедь" с Натали Портман, Милой Кунис и Венсаном Касселем в ролях.

После этого — понеслась, как говорится. Услышать музыку Эйнауди теперь можно в таких фильмах как "Астрал", "1+1" и "Я все еще здесь", в сериалах "Дерек" и "Это Англия 88", и многих-многих других проектах.


Так чем же уникально его творчество?

Музыка Эйнауди — будоражащая смесь классической музыки, электронных инструментов и даже поп-мотивов. В некоторых же работах можно и вовсе найти намеки на рок или этническую музыку самых разных народов. Этот необычный гибрид стилей и направлений не дает возможности точно определить жанр его творчества, однако обычно его работы относят к минимализму, классике и эмбиенту (про это направление, кстати, у нас недавно вышел интересный материал).

Концерты Эйнауди — всегда аншлаг. С самого начала 2000-х он собирает полные залы не только в родной Италии, но и во всех странах Европы, в США, Индии и Японии. Творчество музыканта не могло пройти и мимо России — билеты расходятся быстро.

— Если бы мне нужно было представить Россию как музыку, это была бы мелодия с очень сложным и плотным узором, но в то же время очень романтичная и одновременно внутренне личная, погруженная в себя, — поделился как-то мыслями Людовико.

При этом его работы настолько универсальны и всеобъемлющи, что услышать их можно не только со сцены филармонии, но и в кино, театрах, телевизионных шоу и даже рекламных роликах.

Людовико Эйнауди полностью перевернул представление о классической музыки и раздвинул ее рамки до предела. Классика в его исполнении — парадоксальное сочетание опоры на традиции и при этом полное их разрушение. Людовико виртуозно работает в каком-то своем жанре, не боясь экспериментов и привлекая миллионы слушателей к этому направлению. Несмотря на почтенный возраст, он идет в ногу со временем.

Обложка: redevents.ru
Подпишись на нас
Комментариев: 0
Самое читаемое за неделю

Дальше:

00:00
/0