Вдохновение из мрака: музыкальное наследие Дэвида Линча

Вдохновение из мрака: музыкальное наследие Дэвида Линча
Музсторис

В ночь с 16 на 17 января стало известно о гибели американского кинорежиссера, сценариста, художника и актера Дэвида Линча. Его рукой созданы такие легендарные картины как "Твин Пикс", "Дюна" 1984 года, "Шоссе в никуда", "Человек-слон", "Голова-ластик" и многие другие. Однако немногие знают, что он оказал огромное влияние не только на мировой кинематограф, но и на музыку — об этом мы вам сейчас и расскажем.


Свою карьеру режиссера и сценариста Дэвид Линч начал еще в 1966 году на курсах по экспериментальному искусству. Спустя десять лет он принялся за свои первые акустические эксперименты, самостоятельно работая над аудиодизайном своих фильмов. В 1977 году вместе с американским саунд-специалистом Аланом Сплетом он активно записывал самые неординарные звуки, которые они только могли найти: гул кондиционеров, шипение растворимых таблеток и даже потрескивание кусочка сахара, тающего на раскаленной лампочке.

Дэвид Линч в молодости / chicagoreader.com
Дэвид Линч в молодости / chicagoreader.com
Вскоре в голове Линча появились мысли о собственной студии звукозаписи, где он мог бы от души экспериментировать с записью звуков. Реализация этой маленькой мечты не заставила себя долго ждать — в 1997 в его доме была построена профессиональная музыкальная студия, которую Линч назвал Asymetrical ("Ассиметрия"). Студия имела музыкальное оборудование, которому могли позавидовать многие исполнители, однако вскоре Дэвид понял, что без понятия, как всем этим пользоваться. На помощь ему пришел звукорежиссер Джон Нефф, который изначально занимался установкой всей этой техники. Позже это переросло не только в регулярное сотрудничество, но и в крепкую дружбу.

Дэвид Линч в молодости / gq.com
Дэвид Линч в молодости / gq.com
Спустя какое-то время Линч начал полноценно погружаться в музыкальную индустрию — в 1989 году, совместно с кинокомпозитором Анджело Бадаламенти, он спродюсировал дебютный альбом певицы Джули Круз. Позже Дэвид будет говорить, что именно Бадаламенти открыл ему подлинный потенциал музыки.

В нулевые режиссер и сам начал заниматься музыкой, заинтересовавшись жанром электроники. В 2001 году Линч выпустил совместный с Джоном Неффом альбом "BlueBob", который объединил в себе экспериментальное звучание с элементами рок-н-ролла, серфа и хэви-метала. По утверждению Неффа, их сотрудничество стало образцом идеального творческого тандема: Дэвид создавал настоящую магию, извлекая из своей гитары необычные, неподвластные обычным стандартам звуки, которые передают его эмоции и переживания в то время как Нефф организовывал, структурировал и придавал форму этому звуковому беспорядку.

Сборник записывался около двух лет, однако в его основу легли некоторые стихотворения, записанные им начиная с 80-х. Одним из основных лейтмотивов стала паранойя и нуар, а Los Angeles Times позже отметит в текстах "линчевский черный юмор, сексуальные интриги и ужасные повороты сюжета".

Альбом "BlueBob" / spotify.com
Альбом "BlueBob" / spotify.com
Спустя десятилетие Линч вновь вернулся на музыкальное поприще — под конец 2010 он представил танцевальный трек "Good Day Today", отличающийся искаженным благодаря технологиям вокалу. Спустя год вышел его первый сольный альбом "Crazy Clown Time", спустя еще два — пластинка "The Big Dream". Оба сборника отличаются блюзовым, авангардным и электронным звучанием.

Кроме трех собственных альбомов, Дэвид Линч принимал участие во многих других записях:
совместный с Джослин Монтгомери альбом "Lux Vivens" (1998)
"The Air Is On Fire" с Дином Хёрли (2007)
"Polish Night Music" совместно с Мареком Жебровски (2007)
"This Train" вместе с Кристой Белл (2011)
"Somewhere in the Nowhere", вновь записанный с Кристой Белл (2016)
"Thought Gang" с Анджело Бадаламенти (записан в 1992-93, но выпущенный только в 2018)
"Cellophane Memories" — еще один релиз с Кристой Белл (2024)

Дэвид Линч / pinterest.com
Дэвид Линч / pinterest.com
Разумеется, Линч активно сотрудничал с именитыми музыкантами и как режиссер. Так, для индастриал-рок-группы Nine Inch Nails он снял клип на песню "Came Back Haunted". Композиции этого коллектива также стали саундтреком для фильма "Шоссе в никуда".

"Шоссе в никуда" также может похвастаться песнями группы Rammstein, которые тогда только начинали свой творческий путь. В поисках признания немецкие музыканты рассылали режиссерам диски с записью своего дебютного альбома "Herzeleid" и надеялись, что кто-нибудь из них решится снять для них клип. Такие посылки кроме Линча также получили Квентин Тарантино, Джон Карпентер и Ридли Скотт.

Получив альбом малоизвестной тогда группы, Линч сначала ответил "Извините, ребята. Я сейчас очень занят, потому что в самом разгаре съемка моего нового фильма". Однако, решив все-так прослушав запись, он остался в таком восторге, что использовал в кинокартине сразу две их песни — "Rammstein" и "Heirate mich".

Дэвид Линч / imdb.com
Дэвид Линч / imdb.com
10 сентября 2011 года в Штатах прошел спецпоказ концертного фильма о группе Duran Duran, снятый в поддержку их альбома "All You Need Is Now". Двухчасовая картина "Duran Duran: Вне сцены" смонтирована на основе записи концерта в театре Mayan Theatre в Лос-Анджелесе. Всего в фильм вошло 19 песен — от хитов 80-х до композиций с нового сборника. Вместе с Duran Duran в исполнении песен участвовали бывший фронтмен My Chemical Romance Джерард Уэй, Бэт Дитто из Gossip, Марк Ронсон и Келис.

Дэвид Линч / rollingstone.com
Дэвид Линч / rollingstone.com
Дэвид Линч активно сотрудничал с композитор и диджеем Moby, сотрудничество которых началось во времена сериала "Твин Пикс" — в одной из своих работ Моби использовал тему героини Лоры Палмер. Уже спустя длительное время Моби вновь обратился к творчеству старого приятеля, представив ремикс на одну из песен с его альбома "Crazy Clown Time".

Моби помогал Линчу работать над треком "The Big Dream" из одноименного альбома. Интересно, что здесь он не только помог в обработке песни, но и поменялся с Дэвидом ролевыми моделями — Моби срежиссировал клип на эту композицию, а сам Линч выступил в нем музыкантом.

Дэвид Линч / theguardian.com
Дэвид Линч / theguardian.com
Дэвида Линч — выдающаяся фигура, оставившая свой след в кинематографе, музыке и даже изобразительном искусстве. Линч был истинным новатором, чьи эмоции и переживания находили отражение в порой отталкивающих, но по-своему пленящих образах.

Мы знаем Линча в первую очередь как режиссера, но нельзя не отметить его влияние на музыкальный ландшафт. Его уникальный стиль, соединяющий элементы рока, электроники и авангарда, создал целую эпоху в музыке, где каждая композиция становилась настоящим произведением искусства. Линч не просто писал песни — он создавал целые миры, в которые слушатели смело бросались с головой.

Да, сегодня мы потеряли великого творца, но с нами навсегда останутся его работы, которые еще многие десятилетия будут столпом искусства нашего времени.

Обложка: deadline.com
Подпишись на нас
Комментариев: 0
Самое читаемое за неделю

Дальше:

00:00
/0