Пятая студийная пластинка стала последней работой рэпера на лейбле "Top Dawg Entertainment", с которым он сотрудничал 17 лет. Официальные данные о выходе релиза Кендрик разместил на своем сайте Oklama в прошлом месяце. На этом же ресурсе появилась фотография с намеком на двойной альбом. А 9 мая Ламар опубликовал промо-сингл "The Heart Part 5".
PR-кампания пластинки была немногословной (что вполне себе в духе артиста), однако, учитывая статус и талант Кендрика, ожидание того, что работа станет больше, чем просто рэп-альбом, не покидало (и вполне себя оправдало).
"Mr. Morale & The Big Steppers" - действительно целая рэп-эпопея в двух томах (два диска на фото означали не двойную пластинку, а две части большой истории). Основная тема сборника - становление Кендрика Ламара не только как рэпера, но и как человека. Он обращается к детству и отцовству (обложка объявила о том, что рэпер недавно стал отцом), говорит о религии, женщинах, работе, популярности, происхождении… В новом альбоме Кендрика нашлось место даже пандемии и Владимиру Путину. Пластинка охватывает прошлое, настоящие и затрагивает будущее артиста, раскрывая его опыт и потенциал во всей красе.
Все, что беспокоит Кендрика, подано с особой поэтичностью (потому что Ламар чтится в первую очередь как поэт). Звучание, хоть и второстепенный пункт в восприятии творчества рэпера, однако на "Mr. Morale & The Big Steppers" оно стандартно качественное и довольно свежее, и это неудивительно, ведь над саундом сборника работали Фаррелл Уильямс, Duval Timothy, the Alchemist, Beach Noise, Boi-1da, Sounwave, Dahi, FNZ, J.LBS, Bekon и многие другие.
Среди гостей двухтомной пластики тоже немало значимых имен - Kodak Black, Baby Keem, Бет Гиббонс, Саммер Уокер, Sampha, Тейлор Пейдж, Tanna Leone и другие.
Кендрик Ламар и "Mr. Morale" для тех, кто разберет его лирику (на слух или с помощью гугла). Новый сборник охватывает большое количество тем, он наполнен нюансами, которые невозможно разглядеть расслышать с первого прослушивания и которые определенно точно будут раскрываться с течением времени. Однако несколько основных мотивов альбома поблескивают уже при первом прослушивании.
"Культура отмены"
"Культура отмены" Кендрику очевидно не по нраву: "Что за хрень эта "культура отмены", собака? Говорите что угодно о себе, ниггеры, я как Опра, собака" (трек "N95"). На "Worldwide Steppers" он винит в наличии подобного явления в том числе СМИ: "СМИ - это новая религия, вы убили сознание". А также упоминает гипотезу о том, что критика приводит к творческой гибели.
"Прикусили языки в рэп-лирике/ Боятся быть распятыми из-за песни, но не признают этого", - призывает Кендрик коллег не бояться выражать себя и не обращать внимание на критику в "Savior".
В этом же треке он вспоминает о том, как его критиковали за молчание во время акций протеста 2020 года:
"Я видел, как ниггеры спорили о том, кто чернее/ Даже затемняли экраны и называли это солидарностью/ Размышляя в тишине, вы хотели донести на меня".
В треках, затрагивающих "культуру отмены" отметился Kodak Black, который сам стал жертвой явления, признав вину в нападении на женщину в 2016 году.
Кендрик в очередной раз признается, что он не совершенный человек, не идол и не супергерой, что его основная цель - спасение его внутреннего мира: "I choose me, I'm sorry" ("Выбираю себя, извини" - прим. ред.).
"Прости, что я не спас мир, мой друг/ Я был слишком занят, создавая себя снова", - цитата из трека "Mirror"
Травмы и терапия
На "Mr. Morale" Кендрик много говорит об очень личных вещах. В "Father Time" он вспоминает детство, анализирует последовавшие "проблемы отцовства", то как токсичная мужественность отразилась на его мировоззрении: "Настоящим ниггерам не нужна терапия".
"Ты когда-нибудь видел свою маму под кайфом, когда ты изучал деление? А твой дядя обкрадывал тебя на следующий день после Рождества? Видел их обоих в окружной тюрьме." / "Мой дядя говорил мне, что магия происходит только в кино. В этом году я дал сорок три шоу и забрал всё домой, чтобы купить ему гроб", - цитаты из партии Baby Keem в треке "Savior"
В "United in Grief" Кендрик объявляет о том, что он работает с психотерапевтом, а строчки из "Mother I Sober" вообще похожи на личный дневник Ламара. Все эти воспоминания, терапия, выводы, сделанные в ходе "разбора полетов" в итоге приводят рэпера к разрушению "проклятия поколений", пережившего насилие в бедных кварталах.
Отношения
Еще одна тема, которая проходит через сборник - это романтические отношения. Кендрик анализирует не саму суть феномена, а себя внутри него. Он говорит о страхе открыться и своей уязвимости, а также о верности (или неверности) и своих желаниях (или произошедших инцидентах), выходящих за рамки дозволенного.
"В первый раз я трахнул белую с***, мне было шестнадцать." / "В следующий раз, когда я трахнул белую с***, когда был в Копенгагене." / "Уитни (девушка Ламара - прим. ред.) спросила, нет ли у меня проблем. Я ответил: "Возможно, я расист."", - цитата из "Worldwide Steppers".
Один из самых откровенных треков на эту тему - "We Cry Together", которая представляет собой ссору влюбленных, которых сыграли сам Кендрик и актриса Тейлор Пейдж, и оскорбления, которые они бросают друг другу, поймут даже люди, уровень английского которых - "is not very well":
"F*ck you, nigga! / F*ck you, b*tch!".
Отцовство
Этот мотив следует выделить в отдельную группу, поскольку Кендрик неоднократно упоминает на пластинке о своем желании стать хорошим отцом.
"Играю в "Baby Shark" с моей дочерью/ Одновременно наблюдаю за акулами на улице/ Я как защитник - отец, я готов убить за нее/ Мой сын Енох - это часть вторая/ Когда я умру, мои дети достигнут более высокого уровня", - говорит он в "Worldwide Steppers".
Кендрик оценивает уровень своей любви к детям через насилие ("готов убить за нее"), но оправдывает это и нездорвые семейные отношения в касте чернокожих насилием, в котором они росли, и американским рабством в "Mother I Sober". Он молится о том, чтобы его дети и дети его сверстников "не унаследовали меня и чувства, которые я притягиваю", чтобы они избежали насилие, с которым сталкивалось и сталкивается чернокожее общество в Америке. Кульминация композиции дарит надежду, несмотря на то, что Кендрик не причислял себя к героям, он "снял проклятие поколения".
"Моя мать подверглась насилию в молодости, как и все остальные." / "Что вы знаете о травмах чернокожих?" / "Наблюдать, как моя кузина борется с зависимостью. Потом наблюдаю, как ее первенец [Baby Keem] зарабатывает миллион", - цитаты из "Mr. Morale".
Гомофобия
На сборнике Кендрик признается, что среди его членов семьи есть представители ЛГБТК-сообщества - это его тетя и двоюродный брат - трансгендеры.
"Моя тётя теперь мужчина. Я смотрю, как он и его девушка держатся за руки. <...> Я сказал: "Господин проповедник, должны ли мы любить ближнего своего?" / "В тот день я выбрал человечность вместо религии", - говорит рэпер в "Auntie Diaries".
Рэпер удивляется тому, что до сих пор в мире существуют трудности с восприятием представителей ЛГБТК. И говорит о том, что сам он любит своих тетю и брата и чувствует себя с ними вполне комфортно:
"Они говорили, что никогда не видели этого в нем, но я видел это", - заявляет Кендрик.
Духовность и религия
Как и все предыдущие альбомы, "Mr. Morale" не обошелся без вечного поиска смысла. Кендрик - христианин, однако в сборнике он обращается к учениям всего мира, не называя конкретную религию. В "Count Me Out" он говорит о карме, в "Rich Spirit" - о прошлых жизнях, а в "Mother I Sober" - о религиозных сомнениях, вызванных травмами:
"Где моя вера? Я говорил вам, что я христианин, но только не сегодня".
К слову, альтер-эго Кендрика Oklama - сочетание слов из языка индейцев-чокто ("Okla" — народ, а "ma" — мой), что означает "мой народ". Это словосочетание использовалось в переводах Библии, когда поэт/пророк обращался к народу от имени Бога.
Упоминания и отсылки
Помимо больших и серьезных тем, на сборнике появляются упоминания разных событий, произошедших за время работы артиста над альбомом. Так, в "Father Time" он вставляет строку о примирении Канье Уэста и Дрейка: "Когда Канье вернулся к Дрейку, я был слегка озадачен. Видимо, я не такой зрелый, как думаю, мне надо лечиться". А в "Savior" говорит о Covid-19: "Видел, как один христианин сказал, что вакцина — знак зверя. Потом он подхватил Covid и молился Pfizer о помощи". В этом же треке он упоминает президента РФ, протесты и говорит о мире: "Вы хотите мира? Тогда наблюдайте за нами на улицах. Один протест для тебя. 365 для меня. Владимир готовит кошмары. Но так мы все думаем, коллективное сознание. Катастрофы на повторе".
Кендрик 5 лет молчал, оставаясь в затворничестве:
"Я провожу большую часть своих дней в скоротечных мыслях. Пишу, слушаю, коллекционирую винтажные велосипеды. Утренние поездки помогают мне оставаться на собственном холме тишины. Я провожу месяцы без телефона. Любовь, потеря и скорбь вторглись в мою зону комфорта, но я всё равно вижу проблески Бога в своей музыке и своих родных", - писал он в прошлом году.
И это дало свои результаты. "Mr. Morale & The Big Steppers" - главный релиз весны или даже претендент на "Альбом года". Ожидается, что в первую неделю продажи сборника достигнут 400 000 эквивалентных единиц. Возможно, это самая откровенная работа Кендрика , предвещающая прецедент на Пулитцеровскую премию.