Как "Горгород" Оксимирона* изменил русский рэп?
Обзоры
Йо, внучок, андестэнд! Самое время вспомнить легендарную рэп-поэму "Горгород", вышедшую ровно 9 лет назад (почти юбилей, на секундочку).
Пенсионер Версуса, один из главных представителей хип-хоп движения в России — да, мы про Оксимирона*. Спустя шесть лет затишья он буквально ворвался в индустрию — в 2021 на слушателей вывалилась 10-минутная исповедь "Кто убил Марка?", да еще и неожиданно вышел новый альбом "Красота и Уродство".
Потом еще Моргенштерн** со своим диссом "Я убил Марка" и последующим разгромным ответом Мирона*.
И если релиз сборника — ок, то клип на "Кто убил Марка?" мог вызвать ряд вопросов. Какой Марк? Когда убили? Ничего не ясно.
Самое время вытащить цитату из этого же трека:
"Старые фаны не помнят, новые не знают".
Так что сейчас мы вам поясним, кто такой этот ваш Марк, а заодно расскажем, почему альбом "Горгород" навсегда изменил русский рэп.
Вернемся немного назад: альбом "Горгород"
Второй студийник Оксимирона* "Горгород" появился в сети 13 ноября 2015 года и сразу же взбудоражил общественность. На этот альбом моментально обратили внимание как слушатели и другие рэперы, так и литературные деятели и ученые. Лонгплей даже был номинирован на премию Александра Пятигорского, которая вручается авторам лучших философских сочинений — умные дяденьки и тетеньки расценили этот альбом как поэму, где "форма разрывает привычные шаблоны".
Благо Oxxxymiron* тоже не дурачок и с радостью реализует свои концептуальные идеи, так что 11 треков "Горгорода" плавно слились в полноценную антиутопию — по этой причине слушать их следует именно в том порядке, что нам наказал Мирон Федорович*.
Будет здорово, если у слушателя имеется нехилый багаж знаний и уровень эрудированности — можно сказать, что для особо глубокого понимания альбома без этого никак не обойтись. Аллюзии на литературные произведения, отсылки к Библии и параллели с известными личностями в "Горгороде" присутствуют в изобилии. При этом тексты не воспринимаются нудно, как параграф учебника, а легко ложатся на слух за счет смеси умных фразочек от супер образованного Мирона* и привычных для рэпа образов субкультуры.
Все-таки рекомендуем этот альбом слушать целиком, погружаясь в историю полноценно и выстраивая в голове единую картинку. По отдельности некоторые из треков вообще будут звучать как нечто абстрактное и нести в себе множество непонятных без контекста фраз.
То, что сразу делает "Горгород" особенным — главный герой. И на этот раз в качестве центрального персонажа выступает не сам рэпер, а выдуманная личность. Знакомьтесь — успешный и талантливый писатель по имени Марк, от лица которого и будет рассказана история. Его прошлая книга открыла перед ним двери в красивую жизнь, но на новые творения писателя пока ничего не воодушевляет.
С ног на голову жизнь Марка переворачивается из-за внезапной влюбленности (самое время вручить Окси* приз за самый оригинальный сюжетный поворот). Некая Алиса не только вызывает у писателя самые что ни на есть теплые чувства, но и пробуждает в нем дух настоящего революционера, познакомив Марка с лидером оппозиции и мрачной стороной Горгорода.
При этом образ самого Горгорода рисуется весьма противоречивым — то ли современный мегаполис, предназначенный для роскошной жизни (а-ля Лас-Вегас), то ли грязный городишко с виселицами вдоль улиц.
Пройдемся по трекам
- "Не с начала"
Окси* решил сразу начать альбом со своих еврейских фокусов и сломать фабулу (дайте автору статьи повыделываться знанием умных слов) — в литературе так принято называть ряд событий в их хронологическом порядке. Вроде как история уже началась (главный герой лежит в постели с некой дамой) но тут Мирон* прерывается, — мол, давайте лучше начнем с начала, а то так ничего не понятно будет.
Возвращаемся назад (хотя на деле это конец трека), где знакомимся с еще одним персонажем — литературным агентом Кирой, которая уже устала нянчиться с Марком. Та сначала высказала ему недовольство насчет того, что тот положил на свою работу огромный болт, а затем предупреждает о неком навязчивом фанате.
- "Кем ты стал"
По сути, этот трек является огромной претензией со стороны фаната, о котором нам ранее говорила Кира — вот почему слушать треки нужно строго по порядку. Поклонник агрится всячески выражает недовольство и осуждает Марка за то, что он попросту продался и предал свои идеалы. Будучи в самых расстроенных чувствах, он выливает на писателя все свое разочарование, обвиняет в трусости и равнодушию к тому, какой "беспредел" творится вокруг.
Разговор ведется на повышенных тонах — фирменный "злой" речитатив Окси* в деле. В общем, какая-то агрессия, аж зубы скрипят.
"Кем ты стал, где ты гнев потерял? / Ты был лев для телят, теперь это не для тебя".
В конце снова слышим запись разговора с Кирой — ей жаль, что фанатик до него дозвонился (хотя в интонации особого сочувствия незаметно). Также девушка предлагает сходить на какое-то празднество, организованное в честь переизбрания "горячо любимого мэра".
При этом Кира предостерегает, что стоит быть поаккуратнее с неким "гором". Опять мы получаем какие-то ребусы от Мирона*.
- "Всего лишь писатель"
Одно лишь название этой композиции звучит как жалкое оправдание.
Марк все-таки прислушался к предложению своего агента и решил оторваться на праздничном вечере мэра. Гор, кстати, судя по всему оказался неким запрещенным веществом, потому что наш герой жалуется, что его "не берет".
На этой светской тусовке он разглагольствует о том, что понимает все проблемы Горгорода, но не видит смысла разбираться с ними. И пусть Марк делает вид, что ему наплевать на все, разгоряченная речь позвонившего ранее фаната его как-то задела, — иначе к чему эти размышления посреди праздника?
"Я не был рожден для великих дел / Какой из меня воин, бл**ь, лидер и диссидент".
Под конец он приходит к очень удобному для себя выводу: он простой писатель, а не какой-то там спаситель. При этом внутри него самого есть какое-то противоречие — он вроде пытается убедить всех, что все в порядке, но уходя с вечеринки называет ее "гнильем".
Та-дам! Новый персонаж. Возвращаясь домой, Марк видит "ее".
На этом пока все.
- "Девочка П**дец"
Наш покорный слуга все-таки знакомится с той дамой, что заметил ранее — девушку зовут Алиса. У Марка тут же любовь с первого взгляда, он теряет голову от переизбытка чувств, ну и прочие прелести жизни. Получается, что именно с приходом девочки в его жизни наступает этот самый "п**дец".
"Каждый е**ный день / В этом зиккурате пролитых слез, / Вавилонской башне мертвых идей, / От которых череда одних черных полос".
Этот трек можно назвать единственным, который вполне воспринимается отдельно от альбома. В целом воспринимать можно как сингл о безумной влюбленности в эпатажную особу, а под бодрый бит даже выйдет потанцевать.
Так что, девчонки, забейте на концептуализм, или что там вам хотел донести Окси*, и просто кайфуйте — жизнь одна!
- "Переплетено"
Литературный агент начинает всерьез переживать за Марка и не может дозвониться до него — паренька куда-то понесло. Новая подружка на него влияет не так, как хотелось бы, о чем Кира ему говорит напрямую.
Марк знакомится с неким Гуру. Пускай его и называют как лидера какой-то секты (да и Кира по телефону назвала это все эзотерикой), — на деле это лидер оппозиции Горгорода. Весь трек стал изложением его теории о взаимодействии людей, событий и ситуации в городе.
"Все переплетено, море нитей, но / Потяни за нить, за ней потянется клубок / Этот мир — веретено, совпадений ноль / Нитью быть или струной или для битвы тетивой?".
После того, как Гуру разложил Марку по полочкам свою картину мира, он начал обращать его внимание на проблемы Горгорода и обвинять мэра в создании и распространении гора и управлении целой наркоимперией.
После того как Гуру и Алиса присели писателю на уши, он знатно загнался — равнодушие, которое он демонстрировал на вечеринке, куда-то делось.
В конце снова слышим запись разговора с Кирой (единственный трек альбома, где заход с телефонным звонком повторяется дважды). Она в курсе всех его похождений к "сектантам" (есть ощущение, что в Горгороде живут полторы калеки, ибо все друг про друга в курсе):
"Ну, как сходили к Гуру? Ты теперь тоже жаждешь крови мэра? А вообще смешного мало, конечно. Я тебе говорила, что эта твоя загадочная Алиса тебя до добра не доведет? Откуда у тебя вообще время на заигрывание с радикалами?".
После чего Кира просит посидеть с ее маленьким сыном, так как они с мужем раз в пятилетку решили выбраться на свидание. Обещает, что ребенок заснет быстро и остаток вечера Марк сможет провести за написанием книги (у нашего писаки внезапно появилось вдохновение).
- "Колыбельная"
Вау, это что — трек без мата?
Марк сидит с малышом Ником и напевает ему колыбельную перед сном. Благо, малой еще не сильно вникает в смысл слов, иначе вряд ли бы заснул — посреди песенки Марк ударяется в размышления о политике и резко меняет свои взгляды. Приходит к выводу, что так дальше жить нельзя и пора уже переходить к действиям.
"Ты спишь, беспечен, вычислив количество овечек / Город — как пирамидка из колечек, / Каждый человечек в нем наполовинку искалечен".
- "Полигон"
"Полигон" — новая книжка Марка, которую он почти моментально настрочил, вдохновившись пламенными речами Гуру и размышлениями Алисы. Писатель выдал острую сатиру, обличающую все пороки общества и обвиняя жителей Горгорода в том, что они никак не пытаются с этим бороться (ха-ха, Марк, вспомни гневную речь от своего фаната, быстро же ты переобуваешься).
"Нам никогда не будет места тут, помни, братан / Горгород, Горгород — дом, но капкан".
Звонок от Киры — она рада, что тот наконец-то взялся за работу и хвалит его за интересный материал. При этом она явно обеспокоена его резкой сменой идей и приоритетов и начинает уже не на шутку переживать.
- "Накануне"
Камбэк к началу альбома — слышим тот же куплет, что и в первом треке. Марк просыпается с Алисой в одной постели после того, как во сне ему пришли свежие идеи для книги. Он скорее переносит мысли на бумагу и готовит новое произведение. В процессе он набирается решимости и готовит свое выступление против мэра Горгорода.
При этом сам трек звучит вполне себе спокойно и размеренно. Эдакое затишье перед бурей, ведь накануне — настоящая революция.
- "Слово мэра"
Кира бьет панику — Марк участвует в заговоре против мэра, при этом никто его не может найти. Придя к нему домой, обнаруживает лишь пустую квартиру с дверью нараспашку — однако находит в ней последние записи взбрендевшего творца. Решает на всякий случай утащить их с собой.
Где же Марк? Пытался поднять бунт, но восстание быстро подавили, а его самого схватили и привели к мэру. Чиновник старается донести до писателя, что Гуру просто водит его за нос — выясняется, что раньше он также работал в правительстве, но мэр отстранил его, после чего тот и ударился в оппозицию.
"Конспиролог-изгой — мы с Гуру знакомы с тех пор / Как этот горе-воин был чиновник, чье слово — закон".
При этом мэр явно симпатизирует Марку и решает дать ему еще один шанс.
"Учти, тебе на сей раз повезло / Карьера, здоровье, свобода — все цело. Но вот те слово мэра / Второго шанса нет. Короче, берегись / Если снова дотронешься до моей дочери Алисы".
Вот это поворот...
- "Башня из слоновой кости"
Марк вновь свободен и прогуливается по Горгороду — когда с глаз спала пелена навязанного радикализма, то город кажется вполне себе ничего. С Алисой все кончено — та предала его — однако он с этим готов смириться (он изначально понимал, что рано или поздно она уйдет). При этом он пытается переосмыслить свое место в обществе:
"Может ли творец жить в башне из слоновой кости? / Вхожим быть во дворец или яро против вельмож, / Или сохранять свой нейтралитет рядом с...".
Ход мысли прерывается.
Хлопок.
Выстрел.
Марк убит.
Концовка рэп-эпопеи остается открытой — нам не дается ни единого намека на то, кто убил Марка.
Звонок от Киры, которая еще не в курсе гибели — радуется, что Марка помиловали и все вернулось в норму. Говорит, что планирует прочесть его последние записи "Где нас нет" (считает, что название — г**но) — те черновики, что ранее забрала с его квартиры.
- "Где нас нет"
Последняя композиция альбома — последняя работа, написанная Марком. "Где нас нет" — отчасти мечтания о светлом будущем и месте, где все будет хорошо, отчасти — биографические записи о детских годах его и Алисы.
Интересно, что это не просто повествование со стороны, а набор фраз, которые оба жителя Горгорода, имея абсолютно разные судьбы, слышат на протяжении взросления.
"Раз на раз, баш на баш. Что, зассал? Не пацан? / Только глянь на себя, тут фингал, там синяк, / Хулиган, стыдоба. Как ты смел, кем ты стал?".
На самом деле Окси* мог выпустить "Где нас нет" отдельным синглом и даже без предыстории о героях каждый бы понял, о чем говорится в этом треке. Набор клише, которые хоть раз слышал каждый, острой колючкой впивающихся в память и тревожащих на протяжении всей жизни.
"Сядьте прямо! Тут обеденный стол, юная леди! / Что за ветер в голове, что за тон и манеры эти?".
Так почему же "Горгород" — это гениально?
Возьмите тексты треков, выпишите их, пронумеруйте главы и получите настоящее стихотворное произведение — хоть вставляй в программу по современной литературе. Сложные рифмы, обилие лингвистических приемов, десяток отсылок, продуманный сюжет — это все про "Горгород". Полноценная работа, несущая в себе уйму смыслов и контекстов.
"Горгород" навсегда изменил представления о рэпе, в высшей степени продемонстрировав, насколько этот жанр может быть литературным и злободневным. Да, остросоциальные темы хип-хоп-артисты поднимали неоднократно, но еще никто не доводил это до такого уровня драматизма.
Оксимирон* нашел ту золотую середину, благодаря которой метко поразил разные ареалы публики — цепануло как и молодежь с их юношеским максимализмом, постоянным переосмыслением мира и попытками найти себя, так и более возрастную категорию интеллигентов, уже прохававших жизнь и смотрящих на выстроенный в альбоме мир через призму своего опыта.
При этом между Марком и Мироном* явно есть некоторые параллели — как минимум, они одногодки (в треке "Башня из слоновой кости" Марк говорит о своем 30-летии, и именно столько же было Оксимирону на момент написания альбома). Ощущается и та потерянность, что испытывают творцы после того, как одна из работ стреляет, а дальше — прострация, усугубляемая давлением общества.
Да и в целом линия персонажа волнует и цепляет внимание — Марк сложная личность, при этом несколько заплутавшая и много (порой даже излишне) рассуждающая. Теряя себя в славе и радостях высшего света, не находя новых идей и не имеющий сил к написанию новых творений, он находит свое спасение в революции, пытаясь найти через нее смысл своего существования. Отчасти в этом заметна категоричность Марка, который все делит на черное и белое:
"В этом цирке лишь два пути: суицид или стоицизм".
В общем, 100 из 10.
Бонус: фанатский фильм
Ни один из треков "Горгорода" Оксимирон* не сопроводил клипами, так что экранизировать рэп-поэму решились фанаты. В 2018 вышла 14-минутная короткометражка, полностью построенная на сюжете студийника.
Однако Окси* результатом остался недоволен и подчеркнул, что съемки фильма проходили без его ведома.
*Мирон Федоров, он же Оксимирон, внесен Министерством юстиции РФ в реестр физических лиц иностранных агентов.
**Алишер Моргенштерн внесен Министерством юстиции РФ в реестр физических лиц иностранных агентов.
Обложка: dystopia.me
Настя Ткалун
Автор
Комментариев: 0