Джи Вилкс о том, с чего начался русский рэп и куда все это идет
ZAYCEV NEWS поговорили с российским рэп-исполнителем Джи Вилкс (Евгением Жуковым) из Big Black Boots о русском рэпе: о том, как все начиналось и куда идет индустрия.
Русский рэп - относительно молодое, но уже ставшее мейнстримом явление. Мы много слышим о молодых артистах и мало о первооткрывателях жанра. Big Black Boots - одна из российских рэп-групп, считающихся основателями русского рэпа. Музыкальный коллектив образовался в Москве в 1996 году. Идея собрать рэп-группу в стране, где на улицах играет рок, а на эстраде плотно засел поп, принадлежит Евгению Жукову (Джи Вилкс) - бессменному фронтмену Big Black Boots.
ZN: Привет, Женя! Как Дела, как настроение? Уже начал подготовку к Новому году?
Джи Вилкс: Дела отлично! Я в Тайланде, тут буду праздновать с семьей.
ZN: Круто! Есть в запасе какие-то интересные новогодние истории?
Джи Вилкс: Да. Одна произошла давно перед новым годом, когда мы ездили в Ижевск на концерт на поезде. На обратном пути в Нижнем Новгороде мы захотели в Макдональдс. А там на вокзале как раз был. Нас было трое. Мы одного оставили на вещах и побежали на привокзальную площадь. И как-то замешкались и не поняли как так получилось, что, выйдя из Макдональдса, мы увидели уже хвост уходящего поезда. Наш оставшийся в купе товарищ ничего не смог сделать и поезд ушел. Мы с этим Макдональдсом сели в маршрутку до Москвы и 7-8 часов ехали в столицу. Шофер довез нас прямо к поезду и мы приехали даже раньше, чем наш поезд. Товарища мы встретили с недоеденным макдональдсом.
Русский рэп родом из Штатов
ZN: Давай поговорим о том, как ты пришел к рэпу? Big Black Boots образовались в 1996 году. Тогда на эстраде властвуют Иванушки International, Филипп Киркоров, Меладзе… А на улицах играет рок. О рэпе не было почти никакой информации, да и услышать его "во дворах" не было шанса.
Джи Вилкс: Да, все верно. Я в тот момент как раз уехал в Штаты в рамках программы по обмену и вернулся уже полностью переформатированным таким чуваком: уезжал я металистом, а, послушав хип-хоп в Америке, вернулся уже рэпером. И захотелось делать так же. В России я начал постепенно экспериментировать... Хотя... скорее, имитировать то, что я услышал там.
ZN: Почему первый альбом вы записали на английском языке и как перешли на русский?
Джи Вилкс: Первый альбом мы записали чисто на английском языке, потому что имитировать хотелось подчистую. Потом уже поняли, что важно не только, чтобы ты понимал, что ты хочешь сказать, но еще и, чтобы публика тебя понимала. Переход на родной язык, честно говоря, был сложный и болезненный. Он состоялся постепенно. Но после этого в 1990-е - начальные 2000-е группа стала незаменимым элементом раннего русского хип-хопа!
ZN: В треках Big Black Boots слышится West Coast Rap (Хип-хоп Западного побережья). Чем тебя привлекла эта культура, ведь Лос-Анджелес и Москва - города с абсолютно разной культурой и вайбом?
Джи Вилкс: Я в рэпе всегда ценил музыкальную составляющую. И учился на соответствующих примерах, а в West Coast рэпе она достаточно ярко представлена: там инструментовки такие богатые, мелодичные, с использованием тех инструментов, которые в олдскульном рэпе Нью-Йорка не использовались. В West Coast все-таки жир, аранжировки и прочее. Он и по духу помягче. Несмотря на то, что там куча агрессии и не обходится без посыла outlaw (вне закона - прим. ред.), по форме он такой "лайтовый" и мягкий. Мне он по характеру ближе, я бы так сказал.
Но, если прикапываться, на самом деле у меня не было такого: "Вот буду делать West Coast". Мы не закладывали это, мы делали то, что нам нравится. Просто так получилось.
ZN: Откуда название группы?
Джи Вилкс: Мы просто общались с Andy B (один из участников Big Black Boots - прим. ред.) в 1996-ом. Я говорил "надо что-то такое звучное, громкое быстрое" типа "там-там-там, там-пам-пам". Как-то так название на язык и легло. Я потом отматывал, возможно, неосознанно, мы это взяли из трека Ice Cube примерно тех же лет, с такой строчкой "walkin in my big black boots" (речь о треке "They Shoot" 1992 года - прим. ред.). И это как бы зашло. Никакого особенного смысла там не было.
"Это, конечно, была полная жесть. Но тогда это было в порядке вещей"
ZN: Слушай, а что по технической части? Понятно, что в Америке рэп был повсеместно и достать инструменты для сведения и сэмплирования за океаном - раз плюнуть, в отличии от России 90-х. Как справлялись?
Джи Вилкс: Это, конечно, была полная жесть. Но о том, что это жесть, мы знаем уже сейчас, потому что нам есть с чем сравнивать. А тогда это было в порядке вещей. Первые сэмплы я искал на кассетах американских исполнителей (того же Майкла Джексона). Ту часть, где были куски без голоса, записывал на пустую кассету с помощью двухкассетника определенное количество раз - достаточное, чтобы из этого куска размножить и сделать трек на 3-4 минуты. Вот так мы добывали минуса.
ZN: Записывали на студии? Как там протекала работа?
Джи Вилкс: У меня в памяти долгие записи на студии. Долгие не потому, что там что-то сверхестественное происходило по качеству, а потому, что в то время студии, которые записывали музыку, были в основном профилированные под рок. Поэтому аппаратура и мозги, которые там работали, в общем-то были "рокерскими".
Треки делались по 20-30 часов не потому, что техника была навороченная или технология какая-то странная, а потому что не умели. Методом проб и ошибок и мы, и звукачи, тыркались и пытались добиться того, что надо подручными средствами, то что называется "из говна и палок".
Наверное поэтому сейчас вот это "старье" и откликается, потому что в него было вложено гораздо больше усилий, напрягов и каких-то преодолений. А сейчас ты приходишь на студию и тебе за 15 минут готовят альбом из 20 треков.
Воссоединение Big Black Boots и новый альбом
ZN: Группа воссоединилась после 10-летнего перерыва. Как сейчас выглядят ваши слушатели?
Джи Вилкс: Судя по тем, кто пришел на концерт в честь юбилея Big Black Boots пару лет назад, и по тем, кто дает активную реакцию на последний альбом, я бы сказал, что основную часть составляет костяк тех, кто помнит Big Black Boots. Это люди, которые в ранних 2000-х уже что-то слушали и для них Big Black Boots была одной из немногих групп, которые составляли их плейлисты в виде кассет, дисков.
Небольшая часть слушателей новых, которые узнали о нас благодаря фитам. И третья группа людей - это люди не из хип-хопа. В этом плане наш контент для них не рэперский и они его нормально воспринимают, типа "просто музыка".
"Мы очень долго сомневались, придут ли люди, помнят ли они… И они пришли. Это был исторически самый крутой концерт Big Black Boots!"
ZN: Ты для кого-то пишешь треки или делаешь это, что называется, "от души", а там уже кому зайдет?
Джи Вилкс: Конечно второе. Я вообще не делаю оглядок на того, для кого это. Просто делаю для себя, потому что это все для меня прежде всего или для нас, если брать группу. Но мы пишем музыку, понимая и примерно представляя людей, которые ее слушают.
Поясню. Мы начали готовить альбом "В пустоту" после концерта, который решили сделать в честь годовщины группы. Мы очень долго сомневались, придут ли люди, помнят ли они… И они пришли. Это был исторически самый крутой концерт Big Black Boots! То что они пришли, помнили песни и вместе с нами пели для нас стало показателем, что надо делать альбом и писать новые треки, потому что есть публика, для которой это важно и нужно.
"Отцы" и новая школа
"То, что мы тогда в 90-е высмеивали и выстебывали в попсе, то есть вот эта поверхностность, не глубина, какая-то излишняя конъюнктурность, какая-то слащавость, она не только не прекратилась, она как-раз в рэп и попала"
ZN: Первые ваши альбомы портал Rap.ru называл одними из главных альбомов русского рэпа. Как ты относишься к статусу "отца-основателя" русского рэпа? Чувствуешь какую-то ответственность?
Джи Вилкс: Ты знаешь, мы, наверное, одни из отцов-основателей. Потому что так, целиком, конечно, это было бы на самом деле громко. Про ответственность сейчас поясню. Вот если бы мне тогда сказали, что сейчас рэп будет мейнстримом, а рэп-исполнители будут котироваться на ряду с попсовиками на национальных каких-то музыкальных премиях, и по радио будет играть в основном рэп-музыка. Я бы, конечно, не поверил. С этой точки зрения, это конечно неимоверный успех и развития рэпа.
Но у этой монеты есть и вторая сторона, потому что то, что мы тогда в 90-е высмеивали и выстебывали в попсе, то есть вот эта поверхностность, не глубина, какая-то излишняя конъюнктурность, какая-то слащавость, она не только не прекратилась, она как-раз в рэп и попала. И вот сейчас рэп он как раз про это.
Поэтому с одной стороны мы - молодчики, а с другой стороны - есть некий стыд. Когда в 90-е я говорил, что я рэпер, все спрашивали: "а че это такое?". В 2000-е - рэп считался стилем, за который можно респектовать. А сейчас, когда я говорю, что я рэпер, я понимаю, что непосвященный слушатель может меня проассоциировать с теми рэперами, которых он знает, и отреагировать типа: "это как-то кринжово". То есть, сейчас мне иногда бывает стыдно признаться, какой музыкой я занимаюсь. Вопрос сложный.
ZN: Следишь ли ты за молодыми рэп-артистами и развитием индустрии?
Джи Вилкс: Я все меньше и меньше отслеживаю последние тренды в русском рэпе, просто потому что их становится все больше и больше. Я уже бросил отслеживать последние релизы в айтюнс, потому что все то, что называется русский рэп, стало однодневно и очень похоже друг на друга.
Из последнего, что я для себя отметил: мне очень нравится то, что делает L’one, в частности, его последний сольник "Восход 1". Там очень много крутых вещей с инструментовками - мне это зашло. Традиционно мне нравится все, что делает Триагрутрика. Но это вообще никак нельзя назвать новым рэпом, потому что они новым рэпом были 10 лет назад. Но для меня это молодежь.
А из нового нового… мне сложно сказать... наверное Limba. Я недавно у детей услышал песню "ХО". Ну вообще вещь! Она у меня на репите плотно. Я потом скачал его целый альбом, но там мне ничего не отозвалось. Что-то очень нравилось из kizaru. Big Baby Tape тоже в общем-то зачетный персонаж. Он в этой своей песочнице себя прекрасно чувствует, он достаточно серьезное такое явление. Очень мне нравился Фараон в частности с треком "Дико например".
ZN: Эти исполнители есть в твоем плейлисте?
Джи Вилкс: Нет, у меня в плейлисте ниче такого нет. Это просто вспышки такие, которые мне понравились. Я тебе так скажу, что, на самом деле, вот этот весь ньюскул и в Америке, и у нас (с этим автотюнчиком, этими танцами, этими поверхностными темами) - это спасительная соломинка рэпа, потому что благодаря этому явлению он до сих пор живет.
Если бы хип-хоп не воспроизвел всю эту штуку, не откучковал от себя этот стиль, в том числе, все эти клауд-рэпы, полутанцевальные поп-стили, мне кажется, его постигла бы такая же участь, которая постигла рок, который не смог себя найти в новом мире. Рок вырос вместе со своей аудиторией, у рака нет новых слушателей как таковых. А у рэпа есть благодаря вот этим вот ответвлениям.
ZN: Ты считаешь это "ответвление" деградацией или, наоборот, развитием?
Джи Вилкс: Сейчас люди становятся другими. Вот для этих других людей - другой рэп. Мне кажется это абсолютно естественная вещь.
ZN: Как считаешь, рэп еще долго будет существовать? И что будет после рэпа?
Джи Вилкс: С моей точки зрения, рэп - это последний человеческий вид искусства. Под "человеческим" я имею в виду то, что в нем есть участие человека. Потому что, например, электронная музыка, которая параллельно развивается, смогла бы прийти на смену человеческим видам творчества, она все-таки вполне может быть отнесена к искусственному интеллекту, для создания которой человек может и не нужен.
Мне кажется рэп будет существовать и развиваться именно как альтернатива бесчеловечному искусственному интеллекту. А вот в битах, мне кажется, все очень скоро человек заменится машинами.
"Фильтруй" базар
"Я с трудом представляю, как условный Гуф объясняет своему подрастающему сыну какие-то вещи, которые он в текстах говорит"
ZN: В одном из интервью ты говорил, что с появлением детей стал "фильтровать" свое творчество. Сейчас эта тема активно обсуждается, в частности, в правительстве. Что думаешь по этому поводу?
Джи Вилкс: Это дело приоритетов и совести. Я с трудом представляю, как условный Гуф объясняет своему подрастающему сыну какие-то вещи, которые он в текстах говорит. Возможно, есть аудитория Гуфа, которая, может быть, поймет что он имеет в виду или сама побывала в аналогичных ситуациях. Но когда ребенок растет и начинает понимать, что хорошо, что плохо… Ему надо как–то это все объяснять и находить слова.
У меня все более скромно было и в жизни, и в текстах. Но когда дети начинают слышать и слушать, ты задумываешься, о чем ты читаешь и какие слова употребляешь.
ZN: Это касается только твоих текстов или ты в целом фильтруешь музыку, которую слушают твои дети?
Джи Вилкс: Слушай, сейчас нет проблем любую музыку скачать и найти. Я говорю о совместных каких-то моментах. Мы с детьми вместе слушаем музыку только в одном месте - в машине. И я никогда не поставлю какие-то треки с нормативом при совместном прослушивании. Может что-то проскочить, но это скорее в виде исключения. Да, я целенаправленно фильтрую. Если мне понравится трек, я я его обязательно добавлю и покажу, но в нем, конечно, не будет ничего "18+".
ZN: Должны ли артисты фильтровать свое творчество?
Джи Вилкс: Все должны быть ответственны за это. Все, у кого есть микрофон, который позволяет говорить на миллионную аудиторию, рэперов это касается особенно, поскольку у них максимальная аудитория сейчас. Эта ответственность, на самом деле, крайне важна! Я считаю, это единственное, чего сейчас не хватает нашему рэпу. Потому что все бессовестно используют уши слушателя, не беспокоясь о том, как это отразится на жизнях людей, которые это слушают.
Рекомендации
ZN: Дай рекомендации нашим читателям. Что им обязательно нужно послушать?
Джи Вилкс: Я бы посоветовал послушать сознательный рэп, потому что несознательный/популярный он и так из всех щелей. К сознательному рэпу отношу творчество группы The Roots. Они всегда пропагандировали сознательный рэп, но при этом качевый и крутой. Плюс у них классные инструментовки. Обязательно послушать творчество Wu-Tang Clan, потому что это удивительная вещь!
Кончено я раздвинул бы рамки за счет не рэпа, но за счет музыкантов и стилей, которые очень много для рэпа дали в плане не только сэмплов, но и духа. В частности фанк, соул и джаз. Я считаю, обязательно надо послушать Earth, Wind & Fire. Это группа, которая для рэп-музыки дала примерно столько, сколько Бах дал для классики. Miles Davis с альбома "Kind of Blue". Кстати, это одна из 100 вещей, которые американцы послали в космос как пример деятельности человеческой расы.
Русскую музыку надо слушать старую. У нас есть гениальнейшие группы - например "Песняры". Это кажется смешным, но там же грув! Реально грув у "Песняров"! Если убрать русский/белорусский языки, то прям реально негры играют. Очень рекомендую послушать!
Обложка: фото предоставлено правообладателем