"Музыка — наше подспорье": психолог о влиянии музыки на мозг

"Музыка — наше подспорье": психолог о влиянии музыки на мозг
Радар новинок

Может ли музыка влиять на наше настроение? А можем ли мы менять наше настроение музыкой? Почему ни одно расставание не обходится без лиричных хитов и что делать, если ребенок слушает песни с нежелательным, на наш взгляд, контекстом? Эти и многие другие вопросы мы обсудили с клиническим психологом, гештальт-терапевтом, перинатальным, семейным и детским психологом Олесей Туркиной


ZAYCEV.NEWS (ZN): Стриминговые сервисы сегодня изобилуют тематическими плейлистами: музыка для фитнеса, для медитации, для секса и... кажется, абсолютно для всех придуманных занятий. Влияют ли специально подобранные песни на то, чем мы занимаемся, и в каком состоянии?

Олеся Туркина (Олеся): Музыка очень сильно влияет на наши эмоции, потому что влияет на мозг. Те звуки, которые воспроизводит исполнитель, в первую очередь попадают в ствол нашего мозга. Поэтому, например, если мы хотим заниматься каким-то активным действием, выбирая при этом более ритмичную музыку, некоторые отделы с твола нашего мозга воспроизведут желание и потребность попадать в такт такой музыке и сделают нас более активными. Хороший пример подобной реакции — когда мы вздрагиваем от какого-то резкого шума — это, грубо говоря, самозащита. Это связано с очень древними моментами развития человечества, когда еще не было речи и именно звуки способствовали общению между людьми, вовлечению их в какие-то группы.

Фото: Олеся Туркина / sphere-psy.ru
Фото: Олеся Туркина / sphere-psy.ru

ZN: Почему мы сами зачастую выбираем музыку под свое настроение? Я, например, не слушаю некоторые свои сборники, когда настроена на веселье или отдых. И не слушаю энергичные приятные песни, когда чувствую себя печально. Мы выбираем музыку под настроение или подстраиваемся под настроение музыки?

Олеся: У нас есть правое и левое полушарие мозга, правое полушарие отвечает за восприятие образов, в том числе музыки, художественных произведений, за представление чего-то прекрасного. Авторы произведений изначально закладывают в них определенный посыл, и мы, слушая музыку, с помощью зеркальных нейронов считываем этот посыл, это настроение. Получается, что если мы в бодром и веселом настроении слушаем бодрую и веселую музыку, мы как бы поддерживаем свое настроение.

Музыка становится нашим подспорьем...

Это можно сравнить с тем, что происходит на живых концертах, когда мы в толпе людей, подпевающих и двигающихся в такт музыке, делаем то же самое. Музыка становится нашим подспорьем — мы как бы начинаем чувствовать и ощущать то же, что чувствовал артист, когда писал произведение.

Может ли музыка повлиять на наше настроение, когда мы, например, из грустного состояния хотим выйти в веселое? Здесь все зависит от наших сил и желания. Например, если сейчас наша потребность погрустить, то, скорее всего, не получится выйти в другое состояние, так как все эмоции живут в нашем теле и это всегда выброс определенных гармонов. Нам нужно очень сильно постараться, прослушать достаточно много музыки и лучше ритмичной, чтобы запустить выброс других гармонов.

С точки зрения психологии, если вы чувствуете грусть — грустите, если радость — радуйтесь, если злость — злитесь. И уже потом, после выплеска этих эмоций, стройте вокруг себя мир иных ощуцщений.

ZN: То есть, мы все-таки выбираем себе музыку под настроение, а не подстраиваемся под нее?

Олеся: Чаще всего да. Сначала — да. Дальше, если мы, например, осознанно используем музыку, как инструмент смены настроения, то и это возможно. Это похоже на тренировку мышц, только мозга. Для того, что бы была возможность переключения, ведь мы можем осознанно менять наше настроение. Например, если я сейчас волнуюсь и мне нужно успокоиться, то, осознавая свое волнение, я начну дышать определенным образом, сяду как-то поудобнее, то есть с помощью тела буду возвращать себя в спокойное состояние. Так же с помощью музыки — если бы сейчас звучала какая-то спокойная мелодия, располагающая к расслаблению, то, скорее всего, я бы тоже была в спокойном состоянии.

Маркетологи используют этот прием в магазинах — в них играет достаточно активная музыка, способствующая движению, хорошему настроению. Но в их случае этому еще способствуют запахи и другие элементы, влияющие на наши органы чувств.


Фото: Stephanie Kaloi
Фото: Stephanie Kaloi

ZN: Можно ли назвать песни некими мантрами для привлечения той жизни, о которой мы мечтаем?

Олеся: Если рассматривать с точки зрения восприятия мозга, то мантры работают только тогда, когда они выстроены таким образом, что бы наше подсознание им не сопротивлялись. Например, если читать мантру "Я богатый, я богатый, я богатый..." каждый день — она не сработает, потому что у нас есть противоположное восприятие этого положения — его минусы — и такая мантра будет идти вразрез с моим опытом.

Если мантра будет выстроена правильным образом и будет подходить моему восприятию — она сработет, даже если она не самостоятельное произведение, а часть композиции, которую мы воспринимаем определенным образом и повторяем.

ZN: А есть ли разница между восприятием песен, в которых мы видим свое отражение, и в которым мечтаем его найти?

Олеся: Когда мы слушаем не столько музыку, сколько текст песни, мы как бы... можем присоедениться к исполнителю. Мы — стадные животные, людям важны рядом люди. И если мы, например, слышим, что у исполнителя было так же, как у нас, то нам гораздо легче к нему присоедениться. Возникает как будто более безопасная обстановка, в которой нас понимают, которую понимаем мы.

...людям важны рядом люди.

Если мы слушаем тексты, в которых картина мира, которую нам хочется иметь, но при этом мы понятия не имеем, как к ней прийти, то произведение и исполнитель не смогут быть нам близки, мы не сможем к ним присоедениться.

ZN: Почему музыка помогает нам переживать травмы? Тяжелые расставания, например, никогда не обходятся без соответствующих баллад

Олеся: Музыка на самом деле помогает. В древности именно она помогала нам проявлять себя — когда не было речи и мы могли только вокализировать ощущения, как маленькие дети, которые издают какие-то звуки, по которым мы понимаем, как малыш себя чувствует. Люди издавали звуки, чтобы социализироваться, чтобы понять друг друга, чтобы выстроить отношения друг с другом. Сейчас, когда мы используем речь, звуки — музыка продолжает служить проводником к нашим чувствам.

...музыка продолжает служить проводником к нашим чувствам.

Музыка состоит из ритмов, темпов... и это все очень сильно влияет на наши ощущения, потому что у нашего организма также есть ритмы и темпы. Мы слушаем музыку мозгом и получается, что все чувства, возникающие в правом полушарии, воспринимаются вместе с чувствами, передаваемыми исполнителем. Когда эти чувства похожи, мы словно вместе с ним переживаем все это, пропускаем через себя, выпускаем, и нам становится легче.

ZN: То есть существует разница между восприятием самой музыки и текста песни, который на нее наложен?

Олеся: Авторы накладывают тексты на соответствующую им музыку, поэтому здесь большую роль играет совокупность факторов, чтобы мы могли на всех уровнях это пережить: осознавая смысл, представляя картинку, которую рисует нам автор, ощущая произведение телесно.

Но классическую музыку (без слов) или стихи (без музыки) мы переживаем также эмоциальнально. Например, у нас может не быть картинок, которые нам предоставляют авторы, но у нас всегда есть личный опыт, чувства, настроение, которые в совокупности с произведениями все равно на нас отразятся.


ZN: А что вы можете сказать о теории, согласно которой будущему ребенку можно "привить хороший вкус", если во время беременности мама будет слушать, например, классическую музыку?

Олеся: На самом деле, здесь очень важно учитывать, что эта музыка должна в первую очередь нравиться самой маме. Когда подобные исследования проводились, были ситуации, когда от прослушивания определенной музыки у беременных женщин происходили выкидыши. Это случалось из-за того, что ритмы и темпы организма женщины и плода не соприкасались с музыкальными. Поэтому самое важное в таких случаях будущим мамам слушать ту музыку, которая действительно нравится им самим. И, конечно, малыши воспринимают музыку, которую слушает их мама, они узнают ее в будущем, реагируют на нее также, как на голос мамы, узнавая интонацию.

Фото: bbc.co.uk
Фото: bbc.co.uk

Мне тоже была интересна эта тема и я провела собственные небольшие исследования во время беременности. Например, были моменты, когда я, будучи беременной, слушала успокаивающую музыку, становилась безмятежной и двойняшки тоже становились безмятежными со мной. Спустя время, когда они родились, но были еще совсем маленькими, я включала эту же музыку и они узнавали ее.

ZN: Но это не может повлиять на будущие музыкальные предпочтения малыша?

Олеся: Нет, конечно, нет. Даже если родители играют на каких-то инструментах или отводят ребенка в музыкальную школу, даже если у него есть какой-то природный талант — это не значит, что он будет уметь или любить или хотеть играть на чем-то.

ZN: Почему многих современных родителей пугает музыка, которую выбирают их дети? Правда ли, что музыканты могут повлиять на детское поведение вульгарными текстами или текстами с каким-то неоднозначным (или конкретным) посланием?

Олеся: Если говорить о подростках, музыка, которую они слушают, может казаться странной родителям, потому что внутренние ритмы и темпы взрослых не схожи с подростковыми. Если наш жизненный ритм размеренный и он не совподает с музыкальным — мы будем негативно воспринимать музыку. Также музыка воспринимается и с точки зрения возраста, как опыта. Например, когда-то давно я слушала "Иванушек" и моему папе было это совершенно непонятно. Но у меня был романтический этап, первая влюбленность, и слушать их было совершенно естетсвенно, а моему папе, который прошел этот этап, было уже непонятно, как его дочь может слушать такое.

Есть песни (тексты песен), которые действительно нежелательны детям в силу того, что с ними прививаются определенные культурные аспекты. Однако запрещать их слушать я не рекомендую. Необходимо обсуждать с ребенком, почему ему нравится эта музыка, как он ее понимает, какие слова ему запоминаются и так далее.

Если мы будем проявлять интерес к тому, что интересует ребенка, мы будем его понимать.

ZN: А могут ли дети воспринимать некоторые слова песен, как призыв к действию? Каким бы оно ни было.

Олеся: Если у ребенка принимающая среда — родители, которые обращают на него свое внимание, слушают его и слышат, то такой ребенок вряд ли будет совершать поступки, о которых поют некоторые исполнители. Здесь, опять же, важно осознавать соприкосновение тактов музыки с внутренними тактами слушающего, слова имеют второстепенноое значение. Дети, которым не к кому обратиться, которые чувствуют одиночество, действительно могут воспринять некоторые слова как призыв, потому что в тот момент исполнитель — единственный, кто может их понять. Если вокруг нет никого — только музыка, то только к музыке мы и можем обратиться , найти выход в ней. А какой выход — к сожалению, не угадать. Поэтому, как я говорила, очень важно проявлять интерес. Если мы замечаем, что ребенок слушает песни, в которых говорится о нанесении вреда себе или окружающим, то очень важно понять: это музыка или слова. Если слова — необходимо проявить еще больший интерес. Не запрещать! Важно именно проявить интерес, потому что, если мы слышим это и понимаем, что ребенок именно в слова вслушивается и в (нежелательный) контекст песни, находит в них поддержку, то ребенок нуждается в помощи. По факту — это и есть крик о помощи. И чем громче он слушает, тем громче крик.

Если вокруг нет никого — только музыка, то только к музыке мы и можем обратиться, найти выход в ней.

Фото: Delmaine Donson
Фото: Delmaine Donson

Но родители, которые вовремя не обратили внимание — не виноваты, их нельзя осуждать. Если мы позаботимся о родителях — они смогут позаботиться о своих детях. А если мы дружно скажем, что эти родители ужасны, а их дети антисоциальны, потому что, как любят сейчас говорить, "все идет из семьи" — это будет неправда. У родителей есть свой багаж знаний и опыта, опираясь на который, они принимают решения. Но чтобы они были правильными, было бы здорово, если бы у нас были какие-то "школы" родительства, в которых люди могли бы учиться обращать внимание на такие "звоночки". К тому же, помимо семьи в жизни ребенка есть много чего еще: друзья, преподаватели, личное окружение. Все это на них влияет. И на нас.

Обложка: dreamstime.com
Подпишись на нас
Комментариев: 0
Самое читаемое за неделю

Дальше:

00:00
/0