Личные дневники лидера Nirvana впервые на русском языке
Хеппинейшн
Издательство АСТ выпустило личные дневники американской гранж-звезды и лидера группы "Нирвана" Курта Кобейна на русском языке.
Найденные в 2002 году записи приоткрывают завесу тайны: какие мысли были в голове культового артиста, что он чувствовал, о чем мечтал, чего боялся... Приводим основные цитаты из только что переведенного дневника одного из самых известных и влиятельных музыкантов в истории мировой сцены.
"Панк-рок — это искусство. Для меня панк-рок означает свободу. Единственная претензия, которая у меня есть к этике панк-рок-ситуационистов, заключается в их абсолютном отрицании всего священного. Для меня некоторые вещи священны, например, превосходный вклад женщин и чернокожих в искусство. Наверное, я хочу сказать, что искусство священно. Панк-рок — это свобода. Самовыражение и право на самовыражение жизненно важны. Каждый может быть артистичным".
Как Курт Кобейн полюбил искусство и музыку
"Привет, мне 24 года. Я белый мужчина, выходец из низшего среднего класса, родился на побережье штата Вашингтон. У моих родителей была компактная стереосистема в корпусе из искусственного дерева и четырехдисковый сборник радиохитов начала 1970-х "Good Vibrations", выпущенный компанией Ronco. В него вошли такие хиты, как "Lie a Yellow Ribbon" группы Tony Orlando and Dawn и "Time in a Bottle" Джима Кроче.
После долгих лет уговоров мне-таки купили жестяную барабанную установку с бумажными мембранами с последней страницы каталога Sears. Через неделю после того, как я получил свой подарок, моя сестра проткнула мембраны отверткой, и я рыдал под "Seasons in the Sun". Моя мама играла на пианино песню Chicago, я не помню названия песни, но никогда не забуду мелодию, на седьмой день рождения моя тетя подарила мне голубую гавайскую слайд-гитару и усилитель. В те драгоценные ранние годы она также подарила мне первые три альбома The Beatles, за что я буду ей вечно благодарен, зная, что мое музыкальное развитие остановилось бы совсем, если бы мне пришлось еще год терпеть The Carpenters и Оливию Ньютон-Джон".
Чем Nirvana была для Кобейна
"Приветствую, "Нирвана" — это трио, возникшее в недрах деревенского городка Абердин, штат Вашингтон, и хиппи-общины на острове Бейнбридж. Сформировав группу всего семь месяцев назад, Курт, гитара — вокал, Крис, бас, и Чед, барабаны, уже удостоились сингла на Sub Pop Records, трека на сборнике Sub Pop 200, демо, успеха, славы и последующих миллионов поклонников.
Пока что основным источником их доходов была продажа образцов их пота в бутылках и локонов волос, но в будущем рассматривается возможность продажи кукол, канцелярских принадлежностей, контейнеров для еды и простыней. Альбом должен выйти в апреле из прекрасных офисов международной штаб-квартиры Sub Pop. Агенты по талантам Брюс Пэвитт (он же Генри Манчини) и Джонатан Поунман (он же Фред Флинстоун) "обхаживают ребят как следует". В будущем ребята надеются сотрудничать с ними в других проектах.
"Нирвана видит, что андеграундная сцена становится все более застойной и больше потакает коммерческим интересам крупных лейблов. Хочет ли "Нирвана" изменить это? Ни за что!"
О популярности
"Музыка не имеет абсолютно никакого отношения к личным убеждениям музыканта, она не является продолжением его личных качеств или его истории.
Сценарии прокручиваются. Устная коммуникация изнуряет. Ситкомы — это постановка, как и наш разговор. Мы устраиваем вечеринки от нечего делать. Играем роли, чтобы добиться симпатии и принятия, дезинфицируем и боремся с молчанием, которое распространяется, как микроб, и давим своими успехами тех, кто не пришел играть. Быть может, их пригласили в какой‑нибудь музей далеко отсюда.
Сейчас я нахожусь на стадии печали, до этого была наивная ненависть. Я хочу быть первым, кто обнаружит и отвергнет, прежде чем это станет популярным. Завтра наступит фаза "мне наплевать", и я не очень-то жду этого".
Письмо редактору
"Я думаю, что нужно дать миру знать, как сильно я люблю людей. Я хотел создать что‑нибудь, что с удовольствием слушал бы сам, потому что львиная доля мирового искусства сосет так, что не описать словами. При этом я чувствую, что осуждение — это трата времени. Да и кто, ***** [черт побери], я такой, чтобы наделять себя полномочиями избранного критика? Я думаю, что в некотором смысле уважения заслуживает любой, кто способен создавать, а не отбирать.
Существуют те, кто в этом лучше других. Есть люди, у которых просто неисчерпаемый поток энтузиазма, которые ужасно плодовитые и выдают миллион продуктов в год. Да, именно продуктов. Это обычно те, кто дает 10% хорошего и 90% дерьма. Еще есть те, кто годами изучает работы других людей, потому что у них нет ни малейшего шанса явить на свет хоть что‑то с крупицей таланта. Да, таланта. Но, как я сказал, ни у кого нельзя отнимать право творить и некоторые люди, очевидно, не должны бояться, что их товары лучше или хуже лучшего или худшего. Они сами могут выяснить это для себя".
"А если подумать, может быть, я хотел, чтобы мир знал, как сильно я себя люблю. Как ханжа в хижине джа. Я ненавижу себя и хочу умереть".
Оставьте меня в покое. С любовью, Курт.
В своих личных дневниках Курт рассуждал о многих вещах, не всегда связанных с его мироощущением и искусством. Он писал об эксплуатации белыми корпоративными мужчинами, о призме успеха, о статусности и недолговечности жизни — своей и своих кумиров. Прочтение личных записей лидера "Нирваны", возможно, не даст вам понимание его как личности. Однако глубокие мысли глубоко несчастного человека определенно позволят по-другому взглянуть на Кобейна не только как на историческую личность, но и как на простого, совершенно обычного человека.
Обложка: Kurt Cobain / Palazzo Medici Riccardi show